Образ Христа и загадка финала поэмы Блока «Двенадцать»

План

I. Неоднозначность толкования поэмы Блока «Двенадцать».

II. Вперед, к туманной цели!

1. Где же враг?

2. «Неугомонный не дремлет враг!».

3. Образ Христа: богохульство или буржуазный предрассудок?

4. Новые «апостолы».

III. Право каждого читателя на свой вывод.

Сложно найти более загадочную концовку и без того непростой поэмы, чем финальная сцена «Двенадцати». Если само это произведение толковали, как хотели, в зависимости от идеологии, — кто как гимн революции, кто как ее критику — то финал поэмы

стал загадкой: как для прокоммунистических литературных критиков, так и для противников революции — и даже для современного читателя.

Вдаль идут державным шагом…- Кто еще там? Выходи! Это — ветер с красным флагомРазыгрался впереди…

Такими словами начинается финальная часть поэмы. Революционеры идут вперед, к своей туманной цели, и всюду им мерещится тот загадочный недремлющий враг, на которого кипит «черная злоба, святая злоба». Только почему он не показывается? «Только нищий пес голодный//Ковыляет позади…». Где же враг?

В кого стреляют большевики? Почему единственная попавшая в цель пуля

убила не коварного врага, а простую девку Катьку?

А может, она и такие, как она, простые люди, в предчувствии беды спрятавшиеся по домам, оставив пустынными улицы, — может, это и есть тот враг?! Революционеры создали для себя образ цели — «неугомонного врага», и готовы без колебаний стрелять в него, а то, что пули летят в обычных, таких же, как они, людей, соотечественников, — этого они не понимают.

…Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.

«Красные», уверенные, что «Двенадцать» воспевает революцию, натыкались на неожиданное «впереди — Исус Христос», недоумевая, к чему здесь этот буржуазный предрассудок. Противники революции, читая эту фразу, скорее всего, негодовали, обвиняя автора в богохульстве. Ведь как может Христос идти впереди с кровавым флагом, предводительствуя кровопролитной, безбожнической резне?

Что еще более усложняет загадку, так это неоднократное упоминание автором в поэме отречения от Бога «новыми апостолами»: «Свобода, свобода,//Эх, эх, без креста!» или же в другом месте:

…И идут без имени святогоВсе двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль…

А также:

— Ох, пурга какая, спасе!- Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упасЗолотой иконостас?

И вдруг — Тот, Чье имя насильно стирается из речи людской, Тот, о Ком стыдно даже думать материалисту-большевику, внезапно появляется впереди идущих к своей новой цели патрульных-апостолов. Что это за авторская прихоть?

Символист Блок оставил право каждому читателю сделать свой вывод. И на мой взгляд, образ Христа в финале поэмы означает грядущие муки и испытания страны, но и неминуемое избавление, просветление, воскрешение. Блок учит нас воспринимать стихотворения не только и не столько умом, сколько сердцем, и мое сердце подсказывает, что именно такой смысл вложил автор в образ Христа.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Христа и загадка финала поэмы Блока «Двенадцать»