Тема дороги в «Мертвых Душах»

Тема дороги — одна из важнейших, ключевых в поэме «Мертвые души». Действие поэмы происходит в губернском городе и в поместьях, а дорога является связующим звеном в художественном пространстве. Под дорогой мы понимаем и путь Чичикова, его продвижение к успешному завершению аферы. Начинается поэма именно с дороги и брички, которая то «течет» по этой дороге, как кровь по венам, то скачет на ухабах, спотыкаясь о препятствия. Эти ухабы и являются первыми преградами на пути героя.

Образ колеса, которое может доедет в Казань, а может и

нет, придает поэме закольцованность, ведь дорогой и этим колесом начинается последняя глава и заканчиваются махинации Чичикова в уездном городе NN. За образом дороги непременно следует образ движения, а значит и жизни. Для Гоголя душа, остающаяся без движения, морального роста, так и остается мертвой. Жизнь же никогда не стоит на месте, поэтому Чичиков то и дело передвигается в своей бричке с места на место, не желая терять драгоценного времени.

Но это не придает ему жизни, потому что в моральном и духовном плане его рост остановился еще в детстве, о чем мы узнаем из одиннадцатой главы. Меняется только его комплекция,

в зависимости от материального положения: когда скупо бережет каждую копейку, он похудел и позеленел, а когда дела идут хорошо, он «не слишком толст и не слишком тонок». Символика «большой дороги», то есть настоящей жизни, встречается нам в эпизоде с Коробочкой, когда Чичиков от нее уезжает и спрашивает, как доехать до большой дороги. Коробочка, сама того не зная, сказала мудрые слова: «Рассказать-то мудрено, поворотов много». Образ поворота — неправильного пути, реализовался в предыдущей главе, когда Чичиков как раз и заехал по ошибке Селифана к Коробочке.

Гоголь намекает читателю, что Чичиков сбился с пути и на большую дорогу вряд ли выйдет. Сам Гоголь же является проводником, который выведет читателя на верный путь. С темой дороги перекликается и тема России, образ тройки. Кроме того, что в одиннадцатой главе в качестве лирического отступления мы видим своеобразный гимн дороге, завершает главу и всю сохранившуюся поэму размышление о пути России, ее направлении.

Гоголь хотел понять цель ее движения и завершил поэму образом тройки, которую пытаются сдержать, но она все равно мчится вперед и оставляет все позади. Благодаря образу городов, выглядящих издалека маленькими точками, мы понимаем: единственный положительный герой поэмы — автор, знающий истинный потенциал России и любящий ее всем сердцем, а эти города, символизирующие коррупцию, обман и лесть, собранные вместе, умаляются на фоне великого образа Руси.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема дороги в «Мертвых Душах»