Моя педагогическая философия — «Век живи — век учись»
Вряд ли кто станет спорить с тем, что быть учителем — дело трудное и очень ответственное. Впрочем, столь же оно благородно, важно, благодарно. Все мы хотим, что наши ученики нас помнили, говорили спасибо, чтобы мы стали важными вехами в жизни детей, которые приходят к нам за знаниями — не только по предмету, но и о жизни в целом. И очень хочется не разочаровать, не стать ночным кошмаром, преследующим человека до старости, а действительно помочь, подсказать, направить, рассказать о самом важном — о том, что всех нас из приматов превращает в
Именно поэтому основной критерий, предъявляемый к учителю, по моему мнению, должен формулироваться так: «Стремление к постоянному самосовершенствованию». Безусловно, в первую очередь, это должен быть рост «в своем предмете». Давно общим местом стала формула «Тот, кто владеет информацией, владеет миром». В наше время именно информация стала главной ценностью.
Погоня за ней — вот в общем смысле смысл жизни современного человека. Но сделать это становится все труднее — информация обновляется и меняется сейчас
Итак, постоянное самосовершенствование в своем предмете. Вдобавок к этому — «круглосуточная работа», ведь профессия учителя предполагает ненормированный рабочий день. И это связано не только с количеством проведенных уроков или проверенных дома тетрадей, не только с беседами с детьми и их родителями, не только с решением проблем своих учеников.
Эта «круглосуточность» связана с тем, что настоящий учитель всегда мысленно «в своей работе». Даже во сне он прокручивает те или и иные моменты урока, делает выводы, решает, как поступить со следующей темой и прочее. На мой взгляд, только если учитель работает так, будет прогресс, будет рост в профессии, будут перспективы.
Важно, что нашими учителями в работе становятся не только вузовские преподаватели, методисты, наши коллеги, с которыми настоящий учитель должен сотрудничать постоянно, плотно и, по возможности, плодотворно. Обмен опытом — «великая обучающая вещь», думаю, никто с этим спорить не будет. Но такой же «великой обучающей вещью» является и ежедневное общение с учениками. Дети тоже учат нас многому — этот факт невозможно отрицать.
В чем-то они разбираются гораздо лучше нас . Признаю это и не считаю зазорным показать свое уважение и восхищение знаниями, умениями своих учеников. Больше того, я прошу у них помощи и совета в области их «компетенции», многому учусь у них. И, смею вас заверить, это нисколько не снижает мой авторитет в классе, а, наоборот, прибавляет мне учительского и человеческого «веса». Думаю, такое «обоюдное» обучение гораздо эффективнее, чем односторонне направленный процесс.
Итак, учиться всегда и у всех, кто способен преподнести тебе урок, — вот истина, к которой я пришла благодаря моей профессии. Однако учитель — настолько «широкая» профессия, что совершенствования лишь в своем предмете здесь неизмеримо мало. Чтобы быть успешным педагогом, надо расти и как человек. Наверное, учительство — одно из немногих занятий в жизни, которое заставляет тебя становиться лучше и в нравственном, этическом, моральном смысле. За эту черту я особенно ценю свою профессию, это один из веских доводов в вечных спорах о том, почему я выбрала «неденежную» и «нервотрепательную» работу учителя.
Моя профессия заставляет меня быть справедливой, толерантной, мудрой, хитрой, ироничной, доброй, сострадательной, артистичной, думающей, логично и алогично мыслящей, улыбчивой, строгой, заботливой, беспокойной, авторитарной и либеральной, страдающей, сомневающейся, гордой победами других и удовлетворенной собственными достижениями — в общем, счастливой. Моя профессия дает мне возможность максимально раскрыть мои способности, весь мой потенциал. Думаю, что больше нигде и ни в чем я бы не получала такого удовлетворения и такой отдачи, как в школе.
Постоянный профессиональный рост позволяет мне развиваться и как личности, и как человеку. Все это делает мою жизнь подвижной, меняющейся, наполненной смыслами и целью. К этому я всегда стремилась, так стараюсь жить и сейчас, руководствуясь главным педагогическим принципом: «Век живи — век учись».