Наташа Ростова после смерти князя Андрея
«Проснулась любовь, и проснулась жизнь»
Ряд содержательных эпизодов в романе «Война и мир» исключительно образно и емко раскрывает перед читателем наиболее запоминающиеся черты характера Наташи Ростовой, которая сумела не только пройти через выпавшие на ее долю тяжелейшие испытания, но и найти в себе силы внутренне возродиться и начать жить ради других. Смерть князя Андрея настолько потрясла Наташу и Марью, что они «не смели взглянуть в лицо жизни». Однако вскоре Марья нашла в себе силы подчиниться внешним обстоятельствам,
Наташа же совершенно отстранилась от людей, поглощенная только своим горем. Так, она постоянно вызывала в памяти картины болезни и смерти Андрея . Толстой посвящает этому состоянию героини всю первую главу. Он называет горе Наташи «сладким», как бы подчеркивая этим невозможность подобного положения для своей героини. Толстой намеренно завершает главу словами Дуняши, вбежавшей в комнату Наташи: «Несчастье о Петре Ильиче…» Так в статичную атмосферу самосожаления и погружения в личную трагедию, врывается подлинная действительность, живущая по своим,
Поначалу известие о несчастье даже не тронуло всегда такую чуткую и отзывчивую Наташу. Уйдя в себя, она «испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи». И тут происходит что-то неожиданное. «Какое там у них несчастие..?» Прежний ритм пассивной созерцательной опустошенности героини вдруг исчезает, уступая место всплеску деятельной, живой энергичности. «Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи», словно что-то ударило ее в сердце.
Она почувствовала страшную боль, и в то же время ощутила «освобождение от запрета жизни, лежащего на ней». В результате она смогла забыть себя и свое горе. Наташа снова стала жить для других. Она поняла, что близкие нуждались в ее любви, неутомимой деятельности и неуемной жажде жить. Автор выражает это словами: «Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение «.
Толстой не единожды подчеркивал, что Наташа центральная и главенствующая фигура в семье. Здесь можно хотя бы вспомнить поведение маленькой Наташи на именинах и ее действия во время отъезда из Москвы. Будучи решительной личностью, она умеет подчинить себе окружающих.
В то же время Наташа выражает в себе самое лучшее начало в семье Ростовых, а именно жертвенность. Точно также поступит Николай, когда вернется из армии в разоренное неприятелем родовое имение. Для Ростовых семья воплощает не просто родственные чувства, обычно испытываемые друг к другу, но, в первую очередь, стремление помочь в беде и объединиться ради общего благополучия любящих людей.
Совсем не случайно Толстой делает семью Ростовых идеалом семейной жизни. Далее писатель раскрывает перед читателем еще одну положительную черту характера Наташи — способность видеть свои ошибки. После событий, связанных с несостоявшимся побегом с Анатолем Курагиным, героиня горячо молиться, чтобы очистить свою душу. Она смотрела на мать, «и в лице ее была только мольба о прощении и любви». Характер героини отличает горячая любовь к матери, ко всем людям, к жизни.
Это не может не вызвать самые искренние, самые добрые симпатии по отношению к ней. «Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни…» Это отчетливо динамичное предложение психологически точно передает энергичный характер Наташи, ее способность принести себя в жертву, что она вскоре и делает, когда в течение трех недель не отходит от матери и все время разговаривает с ней, «потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Именно этими двумя простыми словами «нежный», «ласковый» Толстой передает теплоту души Наташи в отношении к матери. После потери любимого человека, Наташа не хотела замечать, что ее окружают люди, нуждающиеся в любви, заботе и ласке. Она не воспользовалась своим редчайшим даром — способностью любить и отдавать себя и свою любовь людям. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — еще раз подчеркивает автор, утверждающий, что счастье человеческое не в приобретении, а в возможности дарить людям все то, чем наделен сам.
Наташа олицетворяет собой лучшее женское начало, являющееся, по мнению Толстого, основой и опорой человеческого бытия. Нелепая смерть Пети, самого младшего из семьи Ростовых, невольно отодвинула обиду, которую Наташа затаила на Марью, готовившуюся к отъезду. «Новое несчастье еще более сблизило их», — отмечает автор. Между героинями «установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами». «…Под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные, молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно.
Рана заживала изнутри», — этими словами Толстой завершает четвертую главу романа. Эта развернутая метафора только придает повествованию особую эстетическую красоту, но и удивительно точно передает психологическое состояние Наташи в один из труднейших периодов ее жизни.