Урок-размышление по драме Ф. Шиллера «Разбойники»
На работу по пьесе я отвожу два урока, третий — обобщающий урок-размышление. На первых уроках идет подробная работа над текстом пьесы, чтение по ролям.
В процессе подготовки к итоговому уроку ребята были поделены на творческие группы с заданиями: группа «Актеры» готовила к инсценировке третью сцену второго акта «Богемские леса»; группа «Художники-оформители» готовила афишу пьесы, портреты главных героев — Франца Моора и Карла Моора; группа «Исследователи» работала над романом А. С. Пушкина «Дубровский»; группа
Оформление: Театральная ширма, портрет писателя, афиша к драме, иллюстрации к произведению.
Музыкальное сопровождение: Л. В. Бетховен. 9-я симфония, ода «К радости».
Эпиграф: «Я и вправду могу вызвать изумление» .
Вступительное слово учителя
На предыдущих уроках мы познакомились с вами с прославленной классической драмой немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера «Разбойники», писателя, которого А. С. Пушкин ставил в ряд с величайшими деятелями различных эпох — Гомером, Данте, Шекспиром, Расином. Сегодня
Сегодняшний урок — урок-размышление над прочитанным. Мы постараемся ответить на вопросы: Как мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого произведения? Нужны ли нам в современности пьесы Шиллера или они стали глубокой историей?
Что же такое классика, классическое произведение? Какие чувства вызвал у вас главный герой пьесы?
Беседа с классом
— Действие пьесы «Разбойники» происходит в Германии XVIII века. Сюжет ее построен на вражде двух братьев. Что вы можете сказать о главных героях пьесы?
Ответы учащихся
Главные герои — братья Карл и Франц Мооры. Один из них — младший брат Франц — человек бессердечный, лицемерный, низкий. Он делает все, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца — графа фон Моора.
Вероломный, деспотичный, безобразный внешне Франц преследует лишь одну цель — власть и деньги.
Другой — благородный, пламенный, героический, дерзкий Карл Моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников.
— Какой художественный прием лежит в основе построения характеров братьев? Обоснуйте это.
При характеристике персонажей Шиллер использует прием Антитезы. Контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки.
Один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить Карла. Другой — великодушный, способный на возвышенные чувства. В характеристике братьев используются антонимы: подлый — великодушный, бессовестный — честный, аморальный — благородный.
— Посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой «Художники». Как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста.
«Кто же теперь осмелится прийти и потянуть меня к ответу или сказать мне в глаза: «Ты подлец!» Теперь долой тягостную личину кротости и добродетели! Смотрите на подлинного Франца и ужасайтесь!.. Гладить и ласкать — не в моих обычаях.
Бледность нищеты и рабского страха — вот цвет моей ливреи. Я одену вас в эту ливрею!»
» Амалия. Блеклые краски не могут повторить высокий дух, блиставший в его огненных глазах…
Старик Моор. Этот приветливый, ласковый взор.»
Учитель. В результате интриги Франца Карл Моор становится преступником, стремление его к свободе обращается в ненависть ко всему человечеству в целом. Желая восстановить справедливость и отомстить брату, Карл становится предводителем шайки разбойников. Однако жизнь разбойников далека от идеала «нравственного миропорядка». Одной из ключевых сцен пьесы является сцена в богемских лесах.
Обратимся к фрагменту 2-й сцены 3-го акта.
Группа «Актеры» представляет фрагмент этой сцены от слов патера: «Так вот оно — драконово логовище! С вашего позволения, судари мои, я служитель церкви, а там вон стоит тысяча семьсот человек, оберегающих каждый волос на моей голове…» до слов Моора: «Теперь мы свободны, друзья…»
Беседа с классом
— Почему в стан разбойников приводят священника?
Ответ. Драматург проводит своего героя через испытание совестью.
— Что лучше помогает нам понять характер главного героя?
Ответ. Шиллер в «Разбойниках» сумел показать самые сокровенные движения души через монологи и реплики героя. Монологи Карла Моора помогают нам понять, какой внутренне противоречивый путь от ненависти и мести к осознанию ужаса смерти и покаянию проходит герой. Он берет на себя право казнить и миловать, но злодеяния и бесчинства разбойников не дают ему возможности стать прежним.
Монолог героя показывает, как глубоко он переживает разлад с совестью.
«Моор. Откуда ты знаешь, что я не вижу по ночам страшных снов, что я не покроюсь бледностью на смертном одре? Много ли тебе приходилось делать такого, за что бы ты нес ответственность?
Знай, честолюбивый юноша: не для убийц и поджигателей зеленеют лавры! Не слава встречает разбойничьи победы, но проклятия, опасности, смерть, позор!»
Учитель. «Разбойники» — бунтарская драма, а ее герой — благородный разбойник. Какая богатая тема! Шиллер не первый ее открыл, и в русской литературе она нашла продолжение в романе А. С. Пушкина «Дубровский».
Я предложила сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем Владимиром Дубровским группе литературоведов.
— Что можно сказать о жизненных целях этих героев? Какие качества персонажей кажутся вам похожими?
Ответ группы «Исследователи». Тема бунта и благородного разбойника представлена в романе А. С. Пушкина «Дубровский», написанном в 1832-1833 годах. Владимир Дубровский — русский дворянин, питаемый чувством мести за оскорбление и гибель своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и уйти в лес предводителем разбойников. Сцена в богемских лесах напоминает сцену из главы XIX: «Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок…
Разбойники заняли каждый определенное место. В сие время трое дозорных прибежали к воротам. Дубровский пошел к ним навстречу. «Что такое?» — спросил он их. «Солдаты в лесу, — отвечали они, — нас окружают»…»
Дубровский и Карл Моор объединены похожестью судеб. Карл убивает не для грабежа, а свою законную часть добычи раздает сиротам. К ним обоим подходит характеристика — Благородный. Поступки Владимира Дубровского, его желание мести и отказ от нее совпадают с путем героя Шиллера, только он в отличие от Владимира сдается правосудию, а не скрывается за границу. Рассматривая эти образы мировой литературы, мы видим похожесть в изображении героя-бунтаря у Пушкина и Шиллера.
Благородство, честность, великодушие объединяет этих героев. Их внутренний мир и характер несовместим с той средой , в которую они оба попадают: «Я не вор, скажи им, что мое ремесло — возмездие, мой промысел — месть» .
Учитель. Уже двести лет финал пьесы толкуют по-разному. Неизменно встает и перед нами главный вопрос финала:
— За что осудил себя ее главный герой? Почему он сдается правосудию?
Опираясь на анализ последнего акта, ребята показывают осознание главным героем гибельности своего пути и желание возмездия себе за смерть Амалии, отца и брата. Человек ответственен за свои поступки и перед собой, и перед обществом: «О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззаконием! Я назвал это мщением и правом!..
Загубленное мною — загублено. Никогда не восстановить поверженного! Но я еще могу умиротворить поруганные законы, уврачевать израненный мир…» С горечью и стыдом Карл Моор признал, что пошел не тем путем.
Мечом он пытался восстановить в мире справедливость, но его благие намерения сопровождались бесчестными злодеяниями.
— Почему слова Карла Моора «Да, я и вправду могу вызвать изумление» мы вынесли эпиграфом к уроку?
— Вызвал ли изумление у вас главный герой? Как вы относитесь к его поступку?
Учитель. Ф. Шиллер остается популярным в России и в XXI веке, как был он популярен в веке XIX. Его пьесы не сходят со сцен русских театров: Московского театра имени А. С. Пушкина, Малого, БДТ и других. Зрители и читатели современности продолжают искать ответ на вопрос: можно ли остаться человеком без покаяния?
Поступок главного героя пьесы Карла Моора до сегодняшнего дня продолжает вызывать споры и суждения, часть которых была представлена на нашем уроке. Мысли великого поэта о мере ответственности человека за свои поступки были близки великим русским писателям XIX века .
Описание событий в романах и других произведениях великого немецкого поэта не осталось не замеченным музыкантами.
Группа «Искусствоведы». В 1824 году уже тяжело больной Бетховен пишет последнюю — 9-ю симфонию. Это была песнь свободы, пламенный призыв, обращенный к потомкам. Особенно торжественно звучала заключительная часть симфонии.
Музыку композитор положил на слова оды Шиллера «К радости». В едином порыве великий композитор и великий поэт призывали всех: «Обнимитесь, миллионы!»
Радость, пламя неземное, Райский дух, слетевший к нам, Опьяненные тобою, Мы вошли в твой светлый храм. Ты сближаешь без усилья Всех разрозненных враждой, Там, где ты раскинешь крылья, Люди — братья меж собой. Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
— Сравните оду-песнь Шиллера с его «Разбойниками». Могли бы герои драмы принять ее?
Заключительное слово учителя. Проходят годы, меняются режиссерские трактовки и актерские костюмы, смещаются те или иные акценты, но неизменным остается пламенный пафос трагедии. Шиллер и его герой продолжают страстно взывать к человеческой совести, а читатели и зрители продолжают поиск истины до сих пор.
Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Чем близка современному читателю драма Ф. Шиллера «Разбойники»?».