«Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического»
Казалось бы, комическое и трагическое, сочетаясь в любом произведении, указывают на его противоречивость, на некоторую неясность мысли писателя или поэта. Но это лишь поверхностное впечатление. Сочетание комического и трагического в творчестве любого художника, посвятившего себя отображению общественной действительности, не просто возможно, но необходимо и даже неизбежно. Владимир Маяковский стал негласным преемником реалистических традиций прошлого, по-новому осмысленных, оформленных в его творчестве.
Комическое и трагическое в
Он до смешного превозносит себя над обществом, которое,
Он хочет ее расшевелить, посадить «на бабочку поэтиного сердца», поднять общество из грезы «бытовщины», в которой оно увязло. Но, к сожалению, «бесценных слов транжир и мот» одинок, «как последний глаз у идущего к слепым человека». Так, протест героя против скуки, серости, его балагурство сменяются трагической темой одиночества. Лирический герой оказывается «таким большим и таким ненужным».
Эта тема в ранней лирике Маяковского занимает очень важное место. Она указывает на глубину характера и сложность существования героя, не способного найти единомышленника, услышать доброго слова «человечьего». Люди вокруг лирического героя «ничего не понимают», не слышат его, поэтому ему остается искать поддержку не в мире людей. Героя понимает только скрипка: Знаете что, скрипка? Давайте — будем жить вместе?
А? После Октябрьской революции «я» героя уступает место общественному «мы». Он преодолевает одиночество, поняв, что с утверждением новой власти приобрел много единомышленников. Целью поэта в это время становится защита плодов революции от вредного влияния мещанства и бюрократизма. Развитие получает сатирическая тема, но следует отметить, что комическое и трагическое продолжают переплетаться в творчестве Маяковского. Каждое стихотворение обличительного характера, наряду с гротесковыми картинами действительности, содержит трагическую нотку.
Трагизм звучит в голосе лирического героя, не принимающего само существование тех явлений жизни, которые разрушают дорогу к светлому будущему. Это объясняется любовью поэта к своей стране, которую он хочет видеть обновленной и счастливой. В стихотворении «Прозаседавшиеся» лирический герой восклицает: О, хотя бы Еще Одно заседание Относительно искоренения всех заседаний! Здесь, как и во многих других сатирических стихотворениях послереволюционного периода, трагизм менее выражен.
Он скорее носит характер сожаления по поводу глобально разросшегося бюрократизма. Эта идея звучит еще в раннем стихотворении Маяковского «Осторожное отношение к взяточникам», в котором лирический герой, обращаясь к взяточникам, говорит: Неужели и о взятках писать поэтам? Дорогие, нам некогда. Нельзя так.
Вы, которые взяточники, Хотя бы поэтому, Не надо, не берите взяток. Во всех приведенных выше строках слышны нотки иронии, основанной на усталости поэта от всякого рода «вредителей». Мне кажется, что трагизм в послереволюционной лирике Маяковского можно заметить в стихах, посвященных загранице. При этом персонажи лирических зарисовок поэта не лишены и комизма, доброго, в некоторой степени даже сентиментального. Например, в стихотворении «Блэк энд уайт» Маяковский изображает тяжелую жизнь негра Вилли, метущего улицы изо дня в день, из года в год.
Рассуждения этого человека о распределении труда по принципу цвета: «Почему и сахар, белый-белый, должен делать черный негр? Черная сигара не идет в усах вам — она для негра с черными усами», — вызывают улыбку. Но нам жалко этого человека, потому что он раб и его силу используют белые люди.
Таким образом, можно сказать, что все творчество Маяковского находится «на острие комического и трагического». Это является следствием глубокой натуры поэта, разносторонности его творчества, сложности его чувств и переживаний. Это сочетание придает каждому стихотворению В. Маяковского остроту и неординарность, а значит, постоянную актуальность.