Почему так трагичен мир лирической героини Цветаевой?
Творчество Марины Цветаевой необычайно сложно и многогранно. Эта поэтесса считается одним из самых виртуозных художников слова начала 20 века. Ее язык, система средств художественной выразительности самобытна и нестандартна. Темы, проблемы, мотивы, которые Цветаева использует в своем творчестве, необычайно глубоки и серьезны. Стихи поэтессы разнообразны по мотивам и во многом интуитивны.
Однако, на мой взгляд, есть нечто, объединяющее все произведения Цветаевой, — ее трагическое мироощущение — «на разрыв», которое в полной мере
В этот период жалость и печаль переполняли ее творчество: Бессонница меня толкнула в путь. — О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! — Сегодня ночью я целую в грудь Всю круглую воюющую Землю!.. К революции 1917 года Цветаева относилась сложно. Поэтесса не могла принять и простить той
Тема любви — непреходящая тема в лирике Цветаевой. Это чувство поддерживало и вдохновляло поэтессу всю жизнь. Недаром в своем дневнике она напишет: «Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила — которые меня любили — или не любили». Стихотворения Цветаевой о любви невозможно спутать с ничьими другими.
Они написаны «на разрыв», очень пронзительно и тонко. Лирическая героиня вся отдается своему чувству, живет и дышит только им: Не властвовать! Без слов и на слово — Любить…Распластаннейшей В мире — ласточкой! Не могла поэтесса обойти своим вниманием и тему поэта и поэзии.
В осмыслении этой темы она следует традициям русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева. По мнению Цветаевой, вдохновение — единственный повелитель поэта. Оно приходит к нему в облике огненного всадника: «С красной гривою свились волоса… Огневая полоса — в небеса!». Тема поэта и его предназначения максимально раскрывается в поэме «На красном коне».
Лирическая героиня приносит к ногам всадника на красном коне свою жизнь, чтобы он умчал ее ввысь, в иной мир — в небо поэта. По мнению Цветаевой, дорога поэта в мире нелегка. Его не понимает и не принимает эгоистичная и слепая толпа. Обыватели погрязли в быту, своих приземленных интересах и проблемах: Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, в как в термосе!
Лирическая героиня пытается «переделать» этих людей, заставить их «посмотреть в небо», но ее усилия во многом оказываются напрасными. Кроме того, поэт, по Цветаевой, неподвластен суду: «Я не судья поэту, И можно все простить за плачущий сонет!». Поэта не в состоянии оценить читатели, поэтому они не могут его судить.
Поэт мыслит по-своему: «тьма» поэта не всегда означает зло, а высота — добро. Но оценить это сможет только время… Таким образом, все творчество М. Цветаевой пронизано трагизмом, ощущением некоего надлома, несовершенства, дисгармонии. Почему так трагичен лирический мир этой поэтессы? Думаю, причина кроется во многих факторах — во «внутреннем устройстве» самой Цветаевой, в характере эпохи, в которой ей пришлось жить, в личной и творческой судьбе поэтессы.
Однако, думаю, именно трагизм и рожденная им непреклонность пред обстоятельствами, гордость духа являются отличительными чертами лирики Цветаевой, ее «визитной карточкой», «опознавательным знаком».