Мир природы в лирике Н. Заболоцкого
Н. Заболоцкий писал свои стихи в то время, когда человек активно вмешивался в законы природы, считал себя ее повелителем. Современникам поэта казалось, что для человеческого разума нет ничего невозможного. Грандиозные научные открытия позволили человеку по-другому посмотреть на мир. Все эти процессы отразились в лирике Н. Заболоцкого.
На протяжении всего творчества природа остается главной в его поэзии. В ранний период поэта волновали метаморфозы, бесконечные изменения и превращения, происходящие в природе. В ряде стихотворений он обращается
Жизнь людей, живущих «умно и некрасиво», противопоставлена нераскрытой мудрости природы. В мире природы нет разобщения, поэтому деревья могут превращаться в людей, а люди в деревья. Эти чудеса говорят о единстве всего живого.
В стихотворении «Лицо коня» очеловечен облик коня. Поэт чувствовал, что его современники погрязли в мещанстве, потеряли связь с природой. Между тем, именно в природе он находил высшую гармонию.
Его внимание привлекли научные открытия, которые позволяли делать фантастические прогнозы. В тридцатые годы написаны стихотворения «Подводный
Поэт полагал, что в результате эволюции растительный и животный мир планеты поднимется до сознательного уровня. Конечно, сегодня эти стихи воспринимаются как утопия. Но значение их в том, что, сохраняя связь с наукой, они полны поэзии, ярких красок, искренности. Философские поэмы «Безумный волк» , «Деревья», «Птицы» развивают тему разумности природы, ее целесообразности.
В заключительных стихах поэмы «Птицы» выражена основная для поэта мысль: … Земля моя, мать моя, знаю Твой непреложный закон. Не насильник, но умный хозяин Ныне пришел человек во имя всеобщего счастья Жизнь он устроит твою… Н. Заболоцкий пришел к торжеству человека. По мысли поэта, он выражает разумность природы.
Образ человека-творца проходит через стихотворение «Венчание плодами» . Это своеобразный гимн науке, знанию. Именно они позволят переделать природу: Когда плоды Мичурин создавал, Преобразуя древний круг растений, Он был Адам, который сознавал Себя отцом грядущих поколений. Но поэт, вместе с тем, видит, что природа сама по себе противоречива и, наряду с разумом, заключает в себе злые, стихийные силы.
Это противоречие, по мнению Заболоцкого, может разрешиться творческой деятельностью человека. Только человек может организовать хаос природы и стать ее «дирижером». Величественная картина северной природы создается в стихотворении «Север» . Поэт прославляет подвиг челюскинцев, покоривших суровый край: …И вся природа мертвыми руками Простерлась к ним, но, брошенная вспять, Горой отчаянья легла над берегами И не посмела головы поднять. Многие стихотворения Н. Заболоцкого о природе пронизывает особое ощущение — величие окружающего мира, во многом еще остающегося загадкой для нас: Хочу у моря я спросить, Для чего оно кипит? …Это множество воды Очень дух смущает мой. «Вопросы к морю», 1930 Для человека, которому кажется, что он освоил мир, природа загадочна и противоречива: …
Вся природа улыбнулась, Как высокая тюрьма. «Прогулка», 1929 Поэт осознает, что на пути к познанию есть еще много преград. На втором этапе творчества Заболоцкого природа предстает более «очеловеченной». Это уже не слепая стихия. В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» в отношении поэта к природе возникает и моральная проблема.
Природа лишена понимания добра и зла, равнодушна к страданию. Она каждый день умирает и возрождается вновь . С другой стороны, отстраненность человека от природы волнуют поэта. В стихотворении «Слепой» неполное восприятие мира оборачивается «мраком души». Изображение природы теперь передается через психологическое состояние человека. В стихотворении «Гроза» тема наступления грозы переплетается с темой творческого вдохновения: Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное проявленье Первых дальних громов — первых слов на родном языке.
В стихотворениях, посвященных Грузии , поэт раскрывается перед нами по-новому, ярким творцом с обостренным чувством цвета. Он создает яркие декоративные картины осенней природы из «охры и белил». А, наряду с подобными пышными картинами, Заболоцкий описывает простые и скромные пейзажи средней России. Новая манера изображения природы связана с иным отношением к ней. Мир видится в «живых чертах», в единстве с человеком.
Природа проявляется уже не в философском, а в реальном пейзаже: перед нами «жук-менестрель», «бабочка на пуантах», «апрель в аксибантах васильков» , «пуховый шарик одуванчика», «твердый клинок подорожника» . Здесь Н. Заболоцкий продолжает лучшие традиции классической пейзажной лирики Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, Фета. Главное открытие поэта — чуткое внимание к мельчайшим изменениям, превращениям природы на всех уровнях: от маленького растения к стихиям. Природа в его стихах живая, меняющаяся. В своем отношении к природе Заболоцкий прошел важную эволюцию.
Сначала он пытался освоить, понять, покорить ее разумом, в итоге же почувствовал и полюбил ее всем сердцем. Надеюсь, наше поколение последует примеру Заболоцкого и будет любить природу.