«Максим Максимыч… и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он…»
В русской литературе существует множество героев, достойных внимания и уважения. Но часто у поверхностного читателя создается неправильное представление о персонаже. И тогда читатель либо превозносит героя, либо недооценивает его роль в развитии сюжета.
К таким героям, значимости которых не уделяется достаточного внимания, относится, на мой взгляд, Максим Максимыч из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Исследователями уже не раз отмечено значение этого романа в русской литературе. Мне же хочется показать значимость образа
За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно
Но, между тем, автор имеет в виду не конкретное лицо, а создает художественный тип, объединяя добродетели целого поколения. В этой же главе мы узнаем, что Максим Максимыч — представитель офицерского гарнизонного корпуса, служил при Алексее Петровиче Ермолове на Кавказе, «лет десять стоял в крепости с ротою у Каменного Брода», теперь он считается в третьем линейном батальоне. Уже с первой встречи Максим Максимыч вызывает симпатию рассказчика.
Ему хочется общаться с героем, настолько Максим Максимыч был приятным и располагающим к себе человеком. В дальнейшем читатель узнает очень интересную историю из уст этого героя: «Нет-с, благодарствуйте, не пью… Я дал себе заклятье. Когда я был еще подпоручиком, раз, знаете, мы подгуляли между собою, а ночью сделалась тревога; вот мы и вышли перед фрунт навеселе, да уж и досталось нам, как Алексей Петрович узнал: не дай господи, как он рассердился!
Чуть-чуть не отдал под суд. Оно и точно: другой раз целый год живешь, никого не видишь, да как тут еще водка — пропадший человек!». После этого случая Максим Максимыч перестал пить.
Даже эти две небольшие характеристики помогают создать некоторое представление о герое. Мы убедились в том, что Максим Максимыч действительно соединяет в себе лучшие черты русского народа, истинного патриота. Он оказывается ближе к естественному миру, дальше от цивилизованной жизни, поскольку привык к природе, обычаям, нравам горцев, знает о них все. Герою крайне неуютно в непонятном ему печоринском окружении.
Максим Максимыч знает, как вести себя с горцами, осетинами, татарами, кабардинцами, а Печорин для него странен. Между героем и Печориным лежит огромная пропасть. Подтверждением этой мысли является глава «Бэла», в которой Максиму Максимычу не дано проникнуть в глубь вещей, предотвратить трагические события. В истории с Бэлой Максим Максимыч остается в тени: предметом внимания становится молодая девушка.
Он с любовью относится к этой бедной черкешенке: «Я ее любил как отец». Герой воспринимает смерть девушки очень близко к сердцу. Характеристика Максима Максимыча в основном доверена рассказчику. Но поскольку сознание рассказчика близко сознанию Печорина, читатель может представить себе отношение героя к простому русскому человеку.
Печорин проявляет обидное невнимание к штабс-капитану, которое еще раз обнажает невозможность для Григория Александровича встать на точку зрения простого человека, погрузиться в естественный мир. Максиму Максимычу становится даже несколько обидно за то, что его преданность, отзывчивость не оценивают по достоинству. Так, в эпизоде, когда Бэла не вспомнила его перед смертью, Максим Максимыч говорит: «И вправду молвить: что же я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?..» В дальнейшем мы встречаемся с этим героем в главе «Максим Максимыч», действие которой происходит во Владикавказе. Из этой главы мы узнаем о том, что вновь произошла встреча Печорина и Максима Максимыча. На двор въехала щегольская коляска Печорина.
Радости штабс-капитана не было предела: «Что ты? Что ты? Печорин?.. Ах, боже мой!.. Мы с твоим барином были приятели».
Но, к сожалению, все его старания увидеть, поговорить с другом не увенчались успехом. Печорин довольно сухо встретил товарища: он лишь обмолвился, что «скучал», едет в Персию. Это еще раз доказывает мысль о том, что мир Максима Максимыча далек от мира Печорина, и героям не понять поступки, взгляды друг друга. В Максиме Максимыче есть наивность, но именно это свойство часто соединяется с чрезвычайною тонкостью ума. В герое поражает способность становиться на чужую точку зрения, понимать различные индивидуальные характеры.
Совершенно справедливо высказывание В. Г. Белинского о том, что «Максим Максимыч — это таинственное лицо…без него не было бы этих повестей: он герой романа, которого эти две повести только части». Это еще раз доказывает мои слова о значимости этого образа в произведении.