«Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит»
Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает нам картину русского общества 60-х годов 19 века. Общество разбито на два больших лагеря — «отцов» и «детей». Господин Писарев в своей статье «Базаров» считает главным персонажем и основным звеном романа представителя лагеря детей Евгения Базарова. Вокруг него, по мнению критика, «крутится» все действие, все остальные герои.
Безусловно, с этим нельзя не согласиться. Базаров — типичный представитель молодого поколения 60-х годов 19 века, считающих себя нигилистами. В начале
На мой взгляд, руководство собственными взглядами и предпочтениями отнюдь не плохо, ежели это не выходит за грани разумного. Проблема Евгения Базарова в том, что кроме своих
Он считал, что элементарная вежливость в общении — это просто ненужная потеря времени. И в этом есть его определенный просчет. Ведь хорошие манеры проистекают из уважения к окружающим людям. А уважение к окружающим исходит из уважения к самому себе, что, в свою очередь, необходимо для построения и развития собственной личности.
Можно ли сделать в жизни что-либо великое, не имея уважения к себе? Не думаю. Далее господин Писарев замечает, что Тургенев «очевидно не благоволит к своему герою. Тургенев, как нервная женщина, как растение «не тронь меня», сжимается болезненно от самого легкого соприкосновения с букетом базаровщины». Позвольте, уважаемые читатели, с этим не согласиться.
На мой взгляд, Тургенев испытывает определенную симпатию к каждому из своих героев, а к Базарову, которого он сделал главным персонажем своего романа, тем более. Писатель уважал своего героя за те положительные качества, которые у него были. Базаров бесспорно умен, упорен, начитан в определенных областях, талантлив в своей сфере , любознателен, самоотвержен и так далее. И поэтому Тургеневу особенно жаль, что этот прекрасный потенциал герой не сможет полностью реализовать.
И не от того, как утверждает господин Писарев, что ему не позволила это сделать социально-политическая обстановка в стране. А от того, что это не позволила ему сделать собственная ограниченность во взглядах. Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит. Важно отметить, что Тургенев никого не сделал правым в своем романе.
А в явной полемике между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым мы можем увидеть идеал Тургенева. Он заключается в объединении жизненных принципов «отцов» и «детей». Сугубо материалистическая деятельность без души бесплодна.
Так же как и романтические разглагольствования без дела превращаются в чистой воды маниловщину. Достаточно интересны размышления господина Писарева о смерти Евгения Базарова. «Действие романа происходит летом 1859 года; в течении 1860 и 1861 года Базаров не мог бы сделать ничего такого, что бы показало нам приложение его миросозерцания в жизни;… все это были бы только задатки; судить о том, что разовьется из этих задатков, можно будет только тогда, когда Базарову и его сверстникам минет лет пятьдесят… Кто решится дорисовывать такой тип, который только что начинает складываться и обозначаться и который может быть дорисован только временем и событиями?
Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью, борьбою, действиями и результатами.». С этой мыслью можно согласиться, но нельзя ею ограничиваться.
Роман заканчивается смертью Базарова потому, что герой дальше жить не мог. Произошло крушение его взглядов: любовь к Анне Сергеевне Одинцовой разрушила его теорию о необходимости рассудочно холодной жизни. После этого Базаров не смог выстроить новую вселенную взамен утерянной. Кроме того, смерть Базарова — это приговор Тургенева нигилистам.
Через гибель своего героя автор раскрывает всю несостоятельность этой теории. В заключении хотелось бы сказать, что статья господина Писарева не лишена приятности: в ней замечено много дельных мыслей и умозаключений относительно романа в целом и образа Базарова в частности. Однако, стоит заметить, что в данных рассуждениях много спорных мест, на которые я, в силу своих способностей, пыталась указать.