Герой и автор в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий охлажденный ум, — — так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора. В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии.

У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором. Очевидны

различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, «личность поэта… везде является… по преимуществу артистическою».

Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами: Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом… Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления:

неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности.

Направление Онегина — практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они — мыслящие люди, выделяющиеся из «черни светской».

В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя: И снова, преданный безделью, Томясь душевной пустотой, Уселся он — с похвальной целью Себе присвоить ум чужой. Отрядом книг уставил полку, Читал, читал — а все без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет; На всех различные вериги; И устарела старина, И старым бредит новизна…

Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным. Кроме того, герой страдает, «томясь душевной пустотой». Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею.

Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей. …Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей, — замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа. Итак, в «Евгении Онегине» перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой. Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более зрелым и глубоким.

К моменту завершения работы над «Евгением Онегиным» в творчестве Пушкина наступил период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения Онегина. Главное в отношении автора к герою оставалось прежним: уважение к «неподражательной странности» Онегина.

Однако с каждой главой романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием, с болью. «Молодой повеса» первой главы превращается в «неисправленного чудака». Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине: . ..Он в первой юности своей Был жертвой бурных заблуждений И необузданных страстей, Привычкой жизни избалован, Одним на время очарован, Разочарованный другим; Желаньем медленно томим, Томим и ветреным успехом, Внимая в шуме и в тиши Роптанье вечное души, Зевоту подавляя смехом, Вот так убил он восемь лет, Утратя жизни лучший цвет. В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о «Евгении Онегине». Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине «роптанье вечное души», то есть считает его натурой противоречивой и страдающей.

Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм. Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и даже возмущение многих читателей. Предчувствуя, что Онегина осудят за холодную отповедь Татьяне, Пушкин пишет: Вы согласитесь, мой читатель, Что очень мило поступил С печальной Таней наш приятель; Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство…

Автор требует, чтобы на этого «странного человека» взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием. Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в тех строфах романа, которые были написаны Пушкиным в Михайловской ссылке: Но я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей, И после сытного обеда Ко мне забредшего соседа, Поймав нежданно за полу, Душу трагедией в углу… Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки. Рассуждая о причинах того, что Онегин принял вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя, на этот раз путем обобщения: И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!.. Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого, перед тем как судить Онегина. Способность честно оценить свое поведение — свойство незаурядных натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над «чернью светской».

После описания дуэли Пушкин заявляет: …я сердечно Люблю героя моего… Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что невозможно отождествить автора и героя даже там, где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношения с окружающим миром. Далее следует лирическое отступление об изменении характера творчества Пушкина, заканчивающееся обращением к вдохновению: Не дай остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь, И наконец окаменеть В мертвящем упоенье света…

Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего героя, Пушкин находит причину в «мертвящем упоенье света».

Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина остается «прекрасною и гуманною», как заметил В. Г. Белинский. Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. «Им овладело беспокойство», — говорит Пушкин. В восьмой главе романа Онегин вновь является в свете.

Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно ему. …Посредственность одна Нам по плечу и не странна, — пишет Пушкин, Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремления к недосягаемым идеалам. В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе 30-50-х годов.

При этом в рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», — сказал В. Г. Белинский об авторе «Евгения Онегина».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Герой и автор в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»