Историческая память в современной литературе

Вся история человека и человечества с древнейших времен и до наших дней — это борьба добра и зла. Что такое добро — знают все. Это все хорошее, полезное, что есть в тебе, что ты несешь людям, тебя окружающим. Это, наконец, то, что ты сумеешь дать своей стране и миру. Со злом сложнее.

Зло может быть откровенно понятным и открытым, а может быть тщательно замаскированным, спрятанным от глаз человека. Наша литература в лучших своих произведениях всегда поднимала вопросы борьбы добра со злом. Судьба литературы неотрывна от судьбы народа.

В

последние годы на страницах газет и журналов появляются воспоминания тех, кто прошел сталинские лагеря, пережил сполна горе и унижение, выпавшие на долю сталинских рабов. Многие из этих людей пишут художественную прозу: романы, повести, рассказы. К их числу принадлежат Л. Бородин и В. Шаламов. Произведения «Последний бой майора Пугачева» Шаламова и «Встреча» Бородина производят сильное впечатление.

Невозможно забыть этих героев. Сердце леденеет при мысли о том, как надругался над ними преступный тоталитарный режим. Два автора, два рассказа, два героя, две жизни, две судьбы.

Но как схожи эти судьбы! И у А.

В. Самарина, героя рассказа Бородина, и у майора Пугачева была тяжелая жизнь, уготовившая им много испытаний, выпавших на их долю. Они оба пережили ужасы войны. Они оба стали жертвами режима. А. В. Самарин попал в лагерь в 1938 году.

В довоенные лагеря чаще всего попадали люди случайные, безвинно осужденные. Они не были ни врагами народа, ни врагами власти, ни преступниками. Они были просто жертвы.

Майор Пугачев попал в лагерь во время войны, в 1943 году. Он воевал, в одном из боев был ранен, оказался в немецком плену, из которого он бежал, прорвался к своим, надеясь снова вступить в бой с врагами, но все его надежды рухнули. Он был арестован, обвинен в шпионаже и получил срок — 25 лет тюрьмы. Такая участь постигала почти каждого, кто побывал в плену.

Не обошла она стороной и майора Пугачева. Он был не нужен режиму и власти. Власть его боялась. Каждый бывший пленный был изменником в ее глазах.

В рассказах Бородина и Шаламова показаны ужасающие условия сталинских лагерей. Люди здесь подвергаются нечеловеческим испытаниям. Многие этих испытаний не выдерживают.

Люди теряют веру, у них ломается, воля, иссякают силы. Они нередко превращаются в толпу рабов, неспособных противостоять власти, восстать против ее несправедливости. Но герои рассказов оказались не только жертвами, но и очень смелыми людьми.

Они не пали духом, не потеряли своего человеческого достоинства. Так, Пугачев, оказавшись в лагере, оценив всю обстановку, делает для себя вывод, что лучше смерть с оружием в руках, чем медленная гибель от голода и непосильной работы. Пугачев решается бежать. Самарин, попав в лагерь, не сломался, не превратился в раба, не пал духом.

Он нашел в себе силы восстать против несправедливости, сказать правду в лицо негодяям, не думая о последствиях. Видя страдания товарищей, он преодолел сложный душевный барьер и выступил в их защиту. Тогда начальник лагеря цинично заставил его вычищать языком свой запачканный грязью сапог. Но несмотря на то, что герои рассказов были сильными и мужественными людьми, они все равно были жертвами сталинского режима, который сделал свое дело.

Жизнь их была сломана, и, даже оказавшись на свободе, они не смогли жить, не смогли избавиться от тягостных воспоминаний, которые преследовали их на каждом шагу. Самарин, страшно, беспредельно оскорбленный, навсегда раздавленный в лагере, получил глубокую душевную рану, которая мерзкой жабой лежала на его груди, мешала жить и даже мешала умереть. Для него и война ничего не списала, месть не облегчила его страданий. Самарин отомстил своему обидчику, которого встретил на фронте, и только в последнюю минуту понял, что человек, которому он отомстил, никакого отношения к истории в лагере не имеет. Но понимает это Самарин слишком поздно.

Что-то сказать, вымолвить слова прощения он не успевает, потому что их обоих расстреливают немцы, потому что в этот миг «раздался гром и вошел в них обоих страшным голосом смерти…». Пугачеву удалось бежать из лагеря. Он вырвался на свободу вместе со своими товарищами. Но как высока была цена этой свободы!

За нее заплатили жизнью его лучшие друзья. Погибли все. Пугачев остался один.

Выбора не было: либо свобода и смерть с оружием в руках, либо лагерь — и тоже смерть. Пугачев выбирает смерть на свободе. Расстреляв все патроны, он один оставил для себя. «Майор Пугачев припомнил их всех — одного за другим — и улыбнулся каждому, затем вложил пистолет в рот и последний раз в жизни выстрелил». Какие страшные судьбы! Какая трагическая жизнь!

Но отняв у страны миллионы жизней, система все-таки не смогла убить всех. Те, кто выжил, не скрывают правду о пережитом, и поэтому не умирает память народа о прошлом. Нашему поколению предстоит сохранить эту память и передать своим детям.

Преступными и жестокими средствами не достичь высокой цели.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Историческая память в современной литературе