Смысл жизни по М. Хайдеггеру
Расти — означает раскрываться навстречу широте небес… Только на медлительном и постепенном росте зиждется все долговечное и плодотворное, расти означает — раскрываться навстречу широте небес, а вместе и корениться в непроглядной темени земли… М. Хайдеггер Смысл человеческой жизни есть ни что иное как, философское размышление о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Вместе с тем это регулятивное понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы. Чтобы глубже и подробней разобраться в вопросе
Согласно религиозному пониманию мира, существование всего сущего задумано и создано высшим разумом, иными словами Богом. Человек же, несмотря на свое особое место в природе, так или иначе, является ее частью, а, следовательно, он должен находиться в гармонии с ней. Жизнь его — конечна, как и все его окружающее. Она имеет три основных фазы: детство, зрелость и старость. То есть, иными словами человек, за отведенный ему жизненный отрезок, растет,
Во имя того, чтобы быть находиться в гармонии с природой, чтобы форма и содержание стали единым целым, человеку необходимо расти не только в материальном, но и в духовном плане. Тем более не зря он наделен сознанием, интеллектом и разумом. Следовательно, развитие есть неотделимая, но в тоже время самобытная часть человеческого бытия. Но если углубиться в корни его истории, нельзя не обращать внимание на способность человека губить собственную жизнь. И действительно, разве толпы в Древнем Риме не рукоплескали, когда гладиаторы убивали друг друга?
Разве язычникам не доставляло неизъяснимую радость, когда первых христиан, завернутых в промасленные ткани, превращали в пылающие факелы? Ницше еще в прошлом веке обнаружил жестокие оттенки проявлений жизни у людей. Он отметил стадное поведение большинства людей и бросающиеся в глаза проявления хищности у властителей.
Разве столь удручающее поведение общества свидетельствует о развитии, как о, своего рода, духовном прогрессе, с точки зрения нравственности? Скорее, наоборот, о регрессе. Тогда о каком развитии, как смысле бытия, собственно, может идти речь? Возможно, все эти рассуждения в значительной мере мрачны, но что делать?
Философия и существует, для того чтобы отрезвлять мысль. Но кроме этого, нужно видеть и действительную парадоксальность человеческого поведения. Как говорила героиня французского народа Жанна д, Арк, человек злобен и мерзок. Но вот наступает миг, и тот же самый человек бросается под скачущую лошадь, чтобы спасти чужого ребенка. Многие философы, в том числе Ж. Ж. Руссо, К. Ясперс, Э. Фромм, А Швейцер, правомерно опирались на лучшие черты и качества человека.
Они писали о высотах человеческого духа, о необыкновенном стремлении человека к совершенству. Разве не способен человек на милосердие? Во все времена люди демонстрировали способность к состраданию… Исходя из такого двоякого понимания сущности человека, стремление к проявлению милосердия и справедливости, по сути, и есть развитие, в своем глобальном смысле. И как следствие из этого, стремление к насилию и к убийству есть нечто ему противоположное.
Таким образом, рост, как своего рода развитие, является неотделимой частью человеческого бытия. А расти — означает раскрываться навстречу широте небес…