Что бы изменилось, а чтобы осталось неизменным в «Преступлении и наказании», если бы Достоевский писал этот роман в наши дни
На мой взгляд, роман Достоевского «Преступление и наказание» — произведение «вечное», актуальное во все времена. В нем писатель затрагивает «больные вопросы», присутствующие в любом обществе, в жизни любого человека. Не исключение — и современная мне эпоха.
В ней существует множество параллелей со временем Достоевского. Так, важное место в романе занимает описание мира «униженных и оскорбленных» — людей, волею судьбы и общества скинутых на самое «дно жизни». Все действие произведения происходит в бедных районах
Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых. Ее глава — отставной чиновник, когда-то существовавший довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился — в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет «падения» своей дочери. Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Этому человеку
Однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: «Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Его единственный выход — это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади.
Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна — женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича. Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение.
В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки. Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова — Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью.
Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит. Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога и сострадательная любовь к близким Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души. Разве современное общество не вызывает такие же мысли у многих тысяч моих современников? Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, главный герой романа — Родион Раскольников — решается на преступление: убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.
Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений. Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин — сторонник теории «разумного эгоизма».
Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество. А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.
Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено».
Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Таким образом, на мой взгляд, если бы Достоевский был моим современником, он создал бы роман, очень похожий на «Преступление и наказание». Конечно, приметы времени и реалии изменились бы, однако основные проблемы и темы, а также главная мысль остались бы неизменными.
Именно поэтому «Преступление и наказание» является романом, актуальным во все времена.