Эссе о романе М. Булгакова
Михаил Булгаков — всемирно известный писатель. Широкую известность он получил благодаря своему роману «Мастер и Маргарита». В этом произведении сводятся воедино жизненный и творческий опыт автора.
Роман был напечатан впервые только через двадцать лет после смерти Булгакова. Власти не пускали произведение в массы, потому что в нем раскрывались изъяны и проблемы общества тех дней. Помимо современности в романе широко раскрыты «вечные вопросы»: выбор между верой и истиной, между разумом и сердцем, предсказанность судьбы человека,
Очень интересен сюжет романа. Поначалу не задумываешься о смысле слов и следишь за развитием событий. И только после того, как полностью откроешь для себя картину, задуманную автором, начинаешь разбираться с проблемами обозначенными писателем.
Хотя главными героями романа заведомо указаны Мастер и Маргарита, но по мере прочтение мы узнаем, что повествование идет о многих персонажах, на поведении которых автор заостряет внимание читателя, благодаря чему мы легко можем понять, какой вопрос раскрывает
Этот герой изображен автором так, что сразу становится понятно с кем он сравнивается — Иисус Христос. Иешуа младше Иисуса на пять лет, но есть и более важные различия. Во-первых, Иисуса встречают, когда он приходит в город, с радостью, даже ликованием, потому что знают, что тот, кто перед ними — это божий человек. А Иешуа не известен никому.
Целью существования и того, и другого можно назвать «идеал добра». Но каждый идет к нему своим путем. В этом второе различие. Иисус Христос учил Верить в Бога.
А Иешуа говорит, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». То есть, опровергает идею Христа в «слепое верование». Считает, что только разговором можно изменить человека в лучшую сторону. Это же он доказывает, когда после разговора с ним сборщик податей бросил деньги на дорогу и пошел вслед за Иешуа, став его учеником. В толковании Булгакова «храм истины» предстает в гораздо лучшим виде, чем храм «старой веры».
Хотя за читателем всегда остается выбор согласиться с автором, либо нет. Но Михаил Афанасьевич расставляет свои акценты. Иешуа, также как и Иисусу предначертана тяжелая смерть, как расплата за свои нерушимые убеждения. Любимым способом проверки качеств своих героев для Булгакова является «Выбор» между только двумя вариантами решения какого-то вопроса.
Именно в момент, когда на невидимых чашах весов лежат взаимоисключающие варианты и когда сделанный выбор коренным образом влияет на дальнейшую судьбу, проявляется истинная натура героя романа, да и любого человека в реальной жизни. Пожалуй, самым ярким примером такого выбора служит метание Понтия Пилата между Совестью и Долгом. Понтий Пилат грозный прокуратор, жестокий судья проявил в себе человеческие чувства, когда Иешуа отнесся к нему по-доброму. Тогда Пилат оказывается у «роковой развилки»: либо помиловать обвиняемого и получить от него избавление от мучительной головной боли, либо приговорить к смерти и все время терзаться тем, что упустил единственный случай излечиться.
Кстати, в этот момент Понтию Пилату мерещится ужасающая бесконечность и это не случайно. Ведь когда он решает пойти против желанию своего сердца отпустить Иешуа на волю он обрекает себя на вечные мучению где-то по дороге из царства живых в царство мертвых.