Смысл трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

1. Традиционное понимание трагедии.
2. Идеи гуманизма в произведении Шекспира.
3. Любовь как кара за вражду и ненависть.
«Ромео и Джульетта» — одна из самых известных трагедий У. Шекспира наряду с «Гамлетом» и «Макбетом». Пристальное внимание литературоведов к этому произведению привело к тому, что сложилось определенное понимание смысла трагедии. Принято полагать, что основная идея трагедии заключается в победе любви героев над враждой их родных. Однако насколько верен такой взгляд? Не смахивает ли эта победа, если

уж принять ее за аксиому, на пресловутую Пиррову победу, цена которой намного превосходит результат? Попробуем разобраться. Как и во многих других своих трагедиях, в «Ромео и Джульетте» автор показывает причудливое мировосприятие средневекового человека, считающего себя христианином, но упорно отстаивающим ценности язычества. Ведь, строго говоря, фамильная вражда двух знатных родов Вероны — это пережиток глубокой древности, когда кровная месть считалась священной обязанностью. Но если в языческом обществе подобная вражда была явлением, узаконенным авторитетом богов, то в христианском обществе дело обстоит
совершенно иначе. С безрассудным фанатизмом продолжая враждовать друг с другом, Монтекки и Капулетти нарушают законы своей родной Вероны, которая является христианским государством:
Изменники, убийцы тишины,
Грязнящие железо братской кровью!
Нелюди, а подобия зверей,
Гасящие пожар смертельной розни
Струями красной жидкости из жил! —
С такими словами обращается к ним князь Вероны, обязанностью которого является забота о соблюдении законов.
Показательно, что в трагедии нигде не упоминается о том, а из-за чего, собственно, говоря, враждуют два влиятельных клана. Не похоже, чтобы и для них самих это имело хоть какое-то значение. Таким образом, изначальный смысл этой вражды потерян: для своих участников она стала средством самоутверждения, что хорошо видно в стычке слуг Монтекки и Капулетти, которые хвалятся, что служат у лучших господ. Старинная вражда является средством самоутверждения и для Тибальда, двоюродного брата Джульетты. Ведь именно в бесконечных поединках он приобрел славу лучшего клинка Вероны. Потому-то Тибальду «ненавистен мир» и само это слово — что будет значить его мастерство в мирное время?!
Но если когда-то кровная месть и вражда кланов считалась достойным поведением, то теперь это грех по законам церкви и преступление по мирским законам. Об этом и говорит князь Вероны, грозя Монтекки и Капулетти наказанием и указывая на то, что их вражда не приносит ни чести, ни доброй славы:
. Под страхом пыток
Бросайте шпаги из бесславных рук
И выслушайте княжескую волю.
.И если вы хоть раз столкнетесь снова,
Вы жизнью мне заплатите за все.
На этот раз пусть люди разойдутся.
Запомним эти слова — «жизнью. заплатите за все». Но обратим внимание еще на одну подробность. Для населения Вероны Монтекки и Капулетти, устраивающие кровавые побоища на улицах, одинаково ненавистны:
Сюда с дубьем и кольями! Лупи!
Долой Монтекки вместе с Капулетти!
Итак, мы видим, что князь и народ единодушны в стремлении к тому, чтобы законом обуздать своеволие двух «советников Вероны». В этом проявляются прогрессивные тенденции — на смену феодальным привилегиям, таким как и ведение междоусобных воин, должны прийти законность и порядок. Церковь также не может одобрять вражды Монтекки и Капулетти, что вполне естественно, если она действует в соответствии с учением Христа. Брат Лоренцо, монах, известный в Вероне своей ученостью и высокими нравственными качествами, узнав о любви Ромео и Джульетты, принимает их сторону не только из сочувствия к молодым влюбленным; он надеется, что их брак послужит средством к примирению их родителей. Мы-то знаем, что монах оказывается прав: Монтекки и Капулетти действительно помирятся в конце трагедии, но о таком ли примирении думал брат Лоренцо, навеки соединяя их детей?!
Любовь нежна? Она груба и зла.
И колется и жжется, как терновник, —
Говорит Ромео своему другу Меркуцио. И в самом деле, в мире, полном ненависти, злобы, раздутого самолюбия и неудовлетворенного тщеславия, для любви не остается места. Волей-неволей даже взаимная любовь становится источником горя и страданий. Главные герои трагедии Шекспира стремятся к счастью, однако они обречены, как герои древних трагедий, все поступки которых ведут к кровавой развязке. Застарелая вражда двух кланов, к которым принадлежат Ромео и Джульетта, становится для влюбленных роком, который разделяет их, несмотря на все усилия. Ромео убивает Тибальда, сразившего его друга Меркуцио: за убийство двоюродного брата Джульетты Ромео изгоняют из Вероны, а предсмертные проклятия Меркуцио навлекают кару на оба враждующие семейства: «Чума возьми семейства ваши оба!» А до этого князь Вероны предупреждал враждующие стороны, что еще одна стычка, и они ответят за это жизнью. Правда, отнюдь не князь, не земная власть наказывает Монтекки и Капулетти. Проклятия Меркуцио словно и впрямь призывают некие зловещие силы. И тут в трагедии Шекспира мы снова находим отголосок языческих верований — ведь некогда люди придавали словам очень большое значение; маги древности знали обряды, с помощью которых можно было разрушить благополучие своих врагов или недостойного правителя.
Поступки героев неизбежно влекут другие поступки. Отец принуждает Джульетту выйти замуж за графа Париса, не желая надолго откладывать свадьбу; однако по законам божьим и человеческим Джульетта — законная жена изгнанного из Вероны Ромео и она не вправе сочетаться браком с другим мужчиной, пока жив ее супруг:
Обет мой в небе, у меня есть муж.
Как клятву мне вернуть с небес на землю,
Пока мой муж не улетел с земли?
Но отец, который в отказе дочери выйти за графа Париса видит непослушание и упрямство, грозится выгнать дочь из дому, если она не согласится обвенчаться с Парисом. Брат Лоренцо, который знает о тайне Джульетты, конечно, не может допустить, чтобы ее заставили вступить в незаконный брак. Страшное средство он предлагает, чтобы избежать этого! После того, как Джульетта выпьет зелье, она оцепенеет на сорок два часа и будет выглядеть, как мертвая. Но Джульетту это не пугает — она готова на все лишь бы не предать Ромео. Но таинственный рок вмешивается в жизнь героев: до Ромео не доходит известие о том, что Джульетта умерла мнимой смертью, и он должен явиться в склеп Капулетти, чтобы дождаться ее пробуждения и увезти свою жену. Наоборот, Ромео слышит, что его Джульетта умерла, и в отчаянии мчится в склеп, чтобы умереть подле нее.
Над трупами своих детей мирятся Монтекки и Капулетти, которых постигла небесная кара. И этим наказанием, а вовсе не благом, стала любовь их детей, которая и привела к такому концу:
Какой для ненавистников урок,
Что небо убивает вас любовью!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Смысл трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»