Сюжет трагедии Шекспира «Король Лир»
В 1603 г. умерла королева Елизавета. Престол Англии занял сын казненной Марии Стюарт шотландский король Яков. Новое царствование принесло новые разочарования и горести английским труженикам и мыслителям. Историки сравнивают двор Якова с двором римского императора Нерона. Растление нравов, погоня за наслаждениями и растущее предчувствие катастрофы. Фавориты короля захватывали все большую власть, а права парламента ущемлялись. Росли поборы, процветали подкупы. Жизнь человеческая ставилась ни во что. Горели на кострах «ведьмы», скатывались
Буря. Вспышка молний освещает фигуру старика. Он бредет по степи. Седые волосы всклокочены, плечи вздрагивают. Он протягивает руки к тучам над головой:
— Вой, вихрь, вовсю! Жги, молния! Лей, ливень!.
— Что эта гроза перед той бурей, что бушует у него внутри!
— Что этот холод и пронизывающий ветер перед душевной болью старого короля Лира!
Сказание о короле Лире, правившем в Британии в древние времена и изгнанном неблагодарными дочерьми,
Когда, бездомный, он брел по степи и жестокий ливень пронизывал его до костей, и душевная боль сжигала и терзала его, в этот час как будто рухнула стена, отгораживавшая его от мира, стена слепого себялюбия. Старый король понял и ощутил горе тысяч бездомных скитальцев — сколько их бродило по дорогам Британии, бесприютных, нищих, голодных! К стихиям, к богам, гремящим в вышине, обращается Лир. Пусть они заставят опомниться притеснителей и преступников! С пронизывающей ясностью в блеске грозовой вспышки предстали перед ним несправедливость и жестокость, властвующие в мире.
— «Я, кажется, сейчас сойду с ума»,- говорит Лир своему шуту. Только шут с ним рядом, не покинул его, страдает вместе с ним:
— «Мой бедный шут, средь собственного горя Мне так же краем сердца жаль тебя».
Шут в трагедии Шекспира — это человек, который смело говорит правду, защищенный маской смеха. В его прибаутках и песнях скрывается истинная мудрость. Шут видит, что в мире все идет шиворот-навыворот. То, что сеют одни, достается другим. И он мечтает о тех временах, когда мир встанет с головы на ноги:
— Когда попов пахать заставят,
— Трактирщик пива не разбавит,
— Портной концов не утаит,
— Сожгут не ведьм, а волокит,
— В судах наступит правосудье,
— Долгов не будут делать люди,
— Забудет клеветник обман,
— И не полезет вор в карман,
— Закладчик бросит деньги в яму,
— Развратник станет строить храмы,
— Тогда придет конец времен,
— И пошатнется Альбион,
— И сделается общей модой
— Ходить ногами в эти годы.
В той же степи, в ту же ночь бредет другой страдалец — старый граф Глостер (этого героя не было ни в сказании, ни в старой пьесе), Глостер заблуждался, подобно Лиру. Он изгнал честного и преданного сына Эдгара, поверив клеветнику Эдмунду. Предатели и палачи вырвали глаза у старого Глостера. И вот теперь он идет по степи слепой и не знает, что случайно встреченный прохожий, добровольный его поводырь,- это его сын Эдгар.
Трагедия Лира как бы удваивается, переплетаясь с трагедией Глостера. К старому Лиру спешит на помощь его младшая дочь Корделия. Она прибыла в Британию вместе с войсками французского короля, своего мужа. Корделия не помнит зла, она найдет отца, излечит его.
Неужели этот жалкий старик в рубище и есть гордый король Лир? На всклокоченной седой голове венок из клевера и васильков, глаза блуждают, он что-то бормочет. Рассудок его помутился. Лир не узнает дочери, не верит глазам. Ведь она должна ненавидеть его, он так виноват перед ней!1 Благотворный сон, тихая музыка, человеческая забота и ласка — лучшие лекарства от душевной боли. Лир возрожден. Есть еще на свете добро и кротость без границ! Но не унимаются злые ветры. Война. Британцы напали на французский лагерь в Дувре. Лир и Корделия взяты в плен. Старому королю кажется, что и в темнице он будет счастлив, если Корделия его не оставит, будет с ним рядом. Но Корделию вырывают из его рук. Палач затягивает петлю на ее шее. Это сделано по приказу предателя Эдмунда. Вершина горя. Шатаясь, идет Лир с мертвой дочерью на руках, склоняется к ее лицу, зовет, не может поверить, что Корделии больше нет. А вдруг вздохнет, а вдруг откликнется? «У нее был нежный, тихий голос». Нет. Лир больше не услышит ее голоса. И сердце старого Лира разрывается.
Как и в финале «Гамлета», на сцене трупы жертв и палачей. Мертвы Лир и Корделия. Мертвы Регана и Го-нерилья — дочери с каменными сердцами, злодейки, запутавшиеся в собственных кознях. Разоблачен и умерщвлен изверг Эдмунд. Другие люди возьмут бразды правления в стране. Их долг «вывесть край из горя и позора». Выполнят ли они его? Дороги к добру кроются где-то в туманах. Ни Шекспир, ни другие гуманисты, его современники, не могли еще увидеть, найти, указать их. И от острого ощущения безвременья, бездорожья усиливалась их скорбь.