Мистическое и прекрасное в Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер»
Известный немецкий писатель — романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее. Одним из таких произведений есть повесть-сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Писатель приглашает читателя в реалистическо-фантастический мир, где работа и
Великий немецкий романтик Э. Гофман раскрывает в своих произведениях иллюзорность и призрачность мира, в котором можно найти спасение от бездуховности, серости и пустоты лишь с помощью силы искусства, романтических представлений и создания великих и светлых иллюзий. В рассказе Гофман показывает жизнь небольшого
Государство, в котором Цахес становится министром и первым человеком, похоже на королевство кривых зеркал, где все наоборот. В этом двуликом мире, где все такое призрачное и лживое, можно одержать победу лишь с помощью более сильного колдовства. Романтик и мечтатель Бальтазар с помощью более сильного колдуна Проспера Альпануса, разрушает чары феи Розабельверде, и побеждает Цахеса, раскрывая его действительную сущность: Потеряв волшебные волосинки, которые предоставляли Цахесу фальшивый блеск, карлик возникает в своем настоящем, непривлекательном виде, жалком и несчастном. Тем не менее торжество Бальтазара Гофман показывает не как естественное течение событий и торжество справедливости, а как проявление другой силы — волшебного неугасающего огня. Счастье в несовершенном и призрачном мире возможно лишь с помощью действия волшебных сил — вот суть повести-сказки Гофмана.
сказке-новелле «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» изображено лживое величие правящей верхушки. Это кукольное государство, где все похоже на бессмысленный маскарад и где успех часто приходит не к тому, кто на его заслуживает, а совсем наоборот. Так, родившись жалким и несчастным, благодаря волшебным чарам феи Розабельверде, Цахес получает три волшебные волосинки — умение не быть, а казаться — что делает его в глазах окружающих мудрым и прекрасным. Присвоив себе чужие победы, славу, любовь, он становится первым человеком в механическом государстве.
Этому бездуховному и механическому миру противостоит романтический мечтатель Бальтазар, который ищет спасения от пустоты и несовершенства мира в поэзии и природе — идеальном мире, где существует гармония и свобода.
Бальтазар — творец, а не потребитель, поэтому именно ему и открывает большую тайну маг Проспер Альпанус. Только Бальтазар может освободить мир от духовной пустоты, поскольку он наделен внутренней гармонией. Именно он рассказывает миру любовь соловья и розы, так как способен видеть красоту. А спасение именно в ней. Крошка Цахес гибнет, оказавшись в серебряном горшке, ведь внешний блеск и благополучие не спасет, если нет внутренней наполненности. И лишь творческий дух способен бороться с несовершенством призрачного мира. Именно эта мысль и является путеводной нитью человечества в его духовных поисках.