Подлинную литературную известность А. Н. Островскому принесла комедия «Банкрот», опубликованная в журнале «Москвитянин» в 1850 году под названием «Свои люди — сочтемся!». В этой комедии сильно чувствуется влияние Гоголя. В основу сюжета положен довольно распространенный в купеческой среде тех лет случай ложного банкротства с целью обмана кредиторов. Главный герой комедии — богатый московский купец Самсон Силыч Большое, желавший «надуть» заимодавцев, но сам пострадавший от обмана собственного приказчика Лазаря Елизарыча
Подхалюзи-на, на которого он переписал весь свой капитал и за которого отдал свою дочь Олимпиаду Самсонов-ну. Оказавшись в долговой тюрьме, БОЛЬШОЕ убеждается, что стал жертвой куда большего мошенника, чем он сам. Зять и дочь не хотят выкупить отца из тюрьмы, так как жалеют денег для кредиторов. В комедии выведен ряд характеров, совершенно незнакомых русской литературе до Островского. Помимо самого Вольтова, его жены, Агра-фены Кондратьевны, дочери, приказчика Под-халюзина это и весьма колоритные образы московской свахи Устиньи Наумовны, спившегося чиновника Рисположенского, составляющего для купцов за мизерную
плату различные официальные документы. Все это был совершенно новый, иной мир. Не случайно Острбвский получил прозвище «Колумб Замоскворечья». Сюжет комедии представляет собой бесконечную цепь обманов, и на первых порах никто из персонажей не вызывает сочувствия, как и в гоголевском «Ревизоре». Но в финале комедии Островский неожиданно придает образам Самсона Силыча и его жены драматические нотки, пробуждая зрительское сострадание к чувствам родителей, обманутых собственными детьми, оказавшимися настолько безжалостными, что готовы оставить родного отца в тюрьме. Если старшему поколению купцов, представленному образами Большова и Аграфены Кондратьевны, еще свойственны какие-то призрачные представления о нравственности, распространяющиеся хотя бы на своих близких, то для детей уже ничто не свято, даже родственные отношения.
Открытием для читающей публики оказался не только купеческий патриархальный мир, окрещенный Добролюбовым выражением «темное царство», но и тип купца-самодура, превращающего собственную блажь в закон жизни для окружающих. Даже слово «самодур» было придумано Островским.
Комедия «Свои люди — сочтемся!» была запрещена для постановки на сцене самим Николаем I.