Роман «Дон Кихот» трагикомический эпос испанской жизни
Рыцарский роман — эпический жанр, распространенный в литературе средних веков. Возник в период расцвета рыцарства, впервые во Франции в середине XII ст. Для произведений этого жанра присущ авантюрный сюжет, построенный на странствованиях, подвигах, приключениях рыцаря, элементы фантастики, гиперболы. В Испании рыцарский роман получил распространение значительно позднее — в эпоху Возрождения. Странствующий рыцарь, который идет на подвиги ради славы, морального усовершенствования и в честь своей дамы. Главный герой обедневший идальго
Пародия — жанр фольклора и художественной литературы, собственное юмористическое или сатирическое произведение, в котором имитируется творческая манера писателя ради осмеяния ее как не соответствующей новым художественным запросам.
Роман был задуман автором как пародия на рыцарские романы. На пародийный характер произведения указывает автор в прологе, говоря, что единственным его желанием было придать общей насмешке нерассудительно лживые рыцарские
При сохранении внешних признаков пародии в романе удачно объединяются черты авантюрного, бытового, философского романов. Мотив странствия, дороги оказался идеальным для такого произведения. Литературовед Н. Бахтин писал по этому поводу: «На рубеже XVI-XVII веков на дорогу выехал Дон Кихот, чтобы встретить на ней всю Испанию, от каторжника, идущего на галеры, до герцога». Описывая странствия героя, Сервантес высмеивает не только бестолковость рыцарских романов, а и все отжившее, несправедливое, что наблюдал он сам в жизни. Объектом высмеивания становятся человеческий эгоизм, мелочность, практицизм, жестокость.
Произведение Сервантеса — это еще и настоящая энциклопедия испанской жизни. Заезжие дворы, мельницы, дворцы, усадьбы, каторжники, паломники, солдаты, кастеляне, корчмари, разбойники, пастухи, мужчины, женщины — все представлено в романе. Фигура Дон Кихота на фоне такой будничности выглядит одновременно и комической, и трагической. Устами главного героя автор высказывает мечту о несокрушимом стремлении человека к идеалу, что придает роману философскую окраску.