Образ главного героя в романе «Премудрый гидальго Дон Кихот с Ламанчи»
«Премудрый гидальго Дон Кихот с Ламанчи» — пародия на рыцарские романы. Пародия — это перепев известного произведения, сюжета или стиля. Известно, что «Дон Кихот» — пародия на рыцарские романы. Но укажем, что это пародия на рыцарские романы низкого качества, созданные авторами без дарования к тому, ведь идеалы рыцарства, хотя и остались в прошлому, не подвергались высмеиванию, так как они не были и не стали «неправильными», а лишь уступили местом новой философии. Укажем и то, что когда бы произведение Сервантеса было лишь
Алонсо Кихано — мужчина, который зачитывается рыцарскими романами. Эти произведения настолько захватывают его, что он начинает жить ими. И это, казалось бы, естественно для человека, которого нравится определенный жанр или вид искусства. Но это естественно до тех пор, пока наш герой живое этими романами, а не живое в этих романах. Здесь происходит завязка
Мы определили, что в своем произведении Сервантес пародирует все основные атрибуты и действия средневекового рыцаря. Но возвратим на минутку к нашим соображениям и проверим их внимательнее. «.Ни один знаменитый рыцарь не обходился без подвигов, которые покроют его имени вечной славой». Безусловно, это так. Дон Кихот делает все ради уничтожения зла на земле, ради справедливости и счастья людей. Конечно, он виднеется о славе и признании, но стимулом к его борьбе есть сам факт существования несправедливости, которую он видит (или которая ему пригрезилась). Тут впервые что-то не совпадает.
Образ Дон Кихота очень глубокий, мы понимаем это, читая произведение, даже не успев к порядку подумать над ним. Но, стараясь стать «копией» мужественного средневекового рыцаря, Дон Кихот превосходит свой идеал: урожденное стремление справедливости приобретает кое-что химерических форм и не всегда приводит к желательным результатам именно через потерю ощущения реальности. Но же стремление Дон Кихота к общей справедливости очень отличается от стремления получить себе славу, богатство и благосклонность дамы сердца. Герой, который воюет со злом, не может не вызвать увлечение, но же искривленное восприятие Дон Кихота заставляет его видеть зло там, где его нет или же не прогнозировать ситуацию и возможные следствия собственных действий. Теперь мы сочувствуем Дон Кихоту, его такое искреннее, такое пылкое стремление добра и истины, даже вопреки его неудачам, не дает нам возможности отнестись к этому образа цинично, промолвив что-то наподобие «ну, хотел как лучше, а вышло — лучше не упоминать.».
Возможно, читая произведение, мы думаем себе «Вот чудак!», — но чаще, сознаемся мы в этом или нет, мы сочувствуем, хотя и догадываемся, что его фантазии не победят действительность (ветряные мельницы не превратятся на великанов, которым бы благородным не был Дон Кихот.). Это делает главного героя романа образом по-своему трагическим, но, безусловно, симпатичным читателю. Задумав роман как пародию на рыцарскую литературу низкого качества, Сервантес сделал намного больше: он изобразил по-своему трагический образ, образ очень глубокий и яркий, жизненный настолько, что имя этого героя перешло в речи в разряд общих названий. Значит, этот чудак — не просто единичный случай, создавая своего персонажа, Сервантес извлечение на поверхность целый шмат человеческого сознания, изобразив те проблемы, которые беспокоят многих людей, найдя подпочва для описания отдельного психологического типа, отдельной философской системы. Через это образ Дон Кихота мы не только наблюдаем на бумаге, а и часто встречаем и — главное — узнаем в нашей жизни.