Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума»

«Горе от ума» — реалистическое произведение, где автор дает обобщенную картину жизни дворянской Москвы 20-х годов XIX века. Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется внесценическими персонажами, то есть такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаем по рассказам главных героев. Для того чтобы расширить рамки произведения, усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. Это новаторский прием Грибоедова-драматурга.
Персонажи, которые

помогают обрисовать идеалы, принципы и ценности «века минувшего», — это Максим Петрович, о котором с благоговением вспоминает Фамусов («Тогда не то, что ныне: при государыне служил Екатерине»).
Фома Фомич, Кузьма Петрович, Татьяна Юрьевна, «Нестор негодяев знатных», княгиня Марья Алексеевна и другие — все они занимают достаточно высокое социальное положение: чиновники, вельможи, сановники — «тузы».
Другие герои, близкие по духу и мироощущению Чацкому, как бы повторяющие его мир, мысли, поведение, — это князь Федор, и химик, и ботаник, и двоюродный брат Скалозуба.
Роль внесценических
персонажей — создать в ограниченных рамках пьесы широкую картину всей жизни тогдашней России. Эти герои не только расширяют рамки произведения, но и помогают лучше понять и оценить действующих лиц.
В отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Как и другие действующие лица, второстепенные персонажи ярко характеризуют фамусовское общество. Среди них наиболее выделяются Загорецкий и Репетилов, необходимые спутники этого общества. Именно фигура Загорецкого доказывает, что дворянское общество глубоко безнравственно. Хлестова так характеризует Загорецкого: «лгунишка он, картежник, вор», но мастер услужить, поэтому для него везде открыты двери. От Горича мы узнаем, что он еще и доносчик («горазд переносить»), Горич остерегает Чацкого высказываться при Загорецком откровенно.
Репетилов является как бы пародией на Чацкого, в его образе осуждаются люди, искажающие и опошляющие высокие идеи. Репетилов будет существовать вечно, тип подражателя всегда возникал в переломные эпохи. Такие как Репетилов стараются называться передовыми и прогрессивными, но на самом же деле за этим скрывается пустота: «Шумим, братец, шумим!»
Но наиболее интересна роль Лизы в комедии «Горе от ума». Уже с самого начала пьесы мы видим, что Лиза — незаурядный человек, она обладает живым умом, хитростью, проницательностью, которые помогают ей хорошо разобраться в людях. Она дает меткие характеристики другим персонажам: Скалозубу («речист, а больно не хитер»), Чацкому («кто так чувствителен, и весел, и остер»). Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице. Фамусов, который «монашеским известен поведеньем», втихую волочится за служанкой, Молчалив, любящий барышню «по должности», тоже не прочь приударить за Лизой. Мне кажется, что образ Лизы является как бы двигателем всей пьесы, если бы его не было, то развязка была бы совершенно другой. Итак, Лиза играет важную роль в развитии сюжета комедии. Все второстепенные и внесценические персонажи сделали пьесу более интересной и насыщенной. Благодаря им, по замечанию Гончарова, в группе из небольшого числа лиц отразилась вся прежняя Москва, ее дух и нравы.
Особая роль отводится в комедии внесценическим и эпизодическим персонажам, столь широко представленным в комедии. С их помощью расширяются пространственные и временные границы комедии.
Грибоедов создал яркие портреты, без которых трудно представить завсегдатаев Английского клуба или аристократического салона. Сам автор в одном из писем к другу и литератору Катенину писал: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии».
В череде образов старого барства особое место занимает портрет екатерининского вельможи Максима Петровича. Глава дома — чиновник Фамусов — представляет этого «вельможу в случае» как свой идеал для подражания и адресует его молодому поколению в лице Чацкого. Для Фамусова важно то, что его дядя получал ордена, «на золоте едал, сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом», но самое главное то, что «век при дворе». Таким образом, человек в фамусовском обществе ценился по тому, какой чин он занимал и на «чем едал». Поэтому это общество и борется за то, чтобы все оставалось без перемен. Основным же жизненным принципом являлось следование традициям, непоколебимость авторитетов, социальное превосходство.
Дворянин в России был защищен самим фактом своего происхождения, а если он следовал традициям и устоям своего класса, общества, поклонялся его идеалам, то перед ним открывались неплохие перспективы карьерного роста и материального благополучия. Главное — не быть неудачником, вроде Репети-лова, или угодником без ума, как Загорецкий, которого Чацкий охарактеризовал так: «Молчалин! В нем Загорецкий не умрет!» Загорецкий везде бывает, много знает о членах общества, «мастер услужить»: достает билеты на спектакль Софье, двух арапчонков — для Хлестовой и ее сестры Прасковьи. Молчалин также стремится всем угождать, следуя при этом заветам своего отца «угождать всем людям без изъятья»:
Кто другой все мирно так уладит!
Там моську вовремя погладит,
Там впору карточку вотрет.
Маленький чиновник стремится сделать карьеру, занять определенное место в обществе, стать таким, как Фамусов.
Среди представителей этого общества есть и такие, кто уже имеет чины, например Фома Фомич. «При трех министрах был начальник отделенья», — представляет его Молчалин, на что Чацкий едко замечает: «Пустейший человек из самых бестолковых». Перед нами портрет человека, преуспевшего в жизни, в отличие от Репетилова, который «в чины бы лез, да неудачи встретил». Он хотел жениться на дочери барона фон Клоца, который «в министры метил», получить продвижение по службе и хорошее приданое, но ничего не вышло. Репетилов — неудачливый человек, и общество не воспринимает его серьезно.
С большим уважением и почтением фамусовское общество относится к французику из Бордо, который собирался «в Россию, к варварам», а приехал как будто «в свою провинцию», «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Чацкий негодует против слепого преклонения перед всем иностранным. Английский клуб, изображенный Грибоедовым, тоже можно назвать «слепым подражанием». Пародией на тайные собрания можно считать и «секретнейший союз», собирающийся по четвергам, члены которого сами про себя говорят: «Шумим, брат, шумим». Создать видимость деятельности типично для этого общества, как это типично и для России в целом, что позднее покажет Гоголь в своей бессмертной комедии «Ревизор».
Но еще одно явление, характерное для московского барства, — всевластье женщин. Взять, например, Платона Михайловича Горича, «мужа-мальчика, мужа-слугу», целиком и полностью находящегося под каблуком у своей жены. Его не совсем устраивает то, что Наталья Дмитриевна дает ему наставления, как мать неразумному ребенку: «Ты распахнулся весь и расстегнул жилет!. Застегни скорей!», но, тем не менее, он ей и слова не говорит поперек.
Такое же положение дел царит и в другой семье: князь Тугоуховский делает все, что и как говорит его супруга: идет на поклон, приглашает в дом гостей. По тому, как эти представительницы слабого пола управляют своими мужьями, мы может судить о них как о властных женщинах, которые не уступят свою власть никому и будут защищать существующие порядки до последнего.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума»