Произведение раздумье Дон Кихот и современность
Прежде чем говорить о донкихотах в нашей жизни, надо подумать, или возникают такие типы в настоящем, да и или высока вероятность их возникновения. Ну, что же? Алонсо Кихано против Дон Кихота. Ох, и не простая эта проблема! С одной стороны, когда бы как-то Алонсо захотелось превратиться на донкихота в наш век повального индивидуализма, когда одному человеку безразлично до психологического состояния другого, до его мыслей и поступков, к его судьбе вообще, каких-то преград на пути такой магической метаморфозы не возникло б. Но же есть и другая сторона:
Но мы не учли еще одного. Рассматривая ситуацию, когда кому-то захотело вообразить себя другим человеком, мы не учитывали, высока или низка вероятность того, что
Так может, когда их нет, то она становятся нужны? Может, психологический феномен донкихотства исчез из-за того, что был ненужный, был такой себе психологической мутацией? И такими предположениями лично я не согласился бы категорически. По моему мнению, настоящему очень не хватает таких людей: энергичных, с благородной душой, которые сражаются против несправедливости и зла, наибольшей ценностью которых является общая справедливость и счастье людей. Но же вспомним, воюя со злом, Дон Кихот воевал с ветряными мельницами, — может кто-то возразить мне. Это сильный аргумент, было и такое, но и здесь кроется путаница: «воевать с ветряными мельницами» — теперь это фразеологизм, который означает напрасную борьбу, когда человек находится во власти собственных иллюзий и не видит реального положения. Если не учитывать вариант, что человек воюет с настоящими ветряными мельницами, стоит вопрос: а что же называть напрасной борьбой? И здесь я неоднократно сталкивался с тем, когда борьбу с реальным обманом ради настоящей справедливости люди называли «борьбой с ветряными мельницами» только из-за того, что такая борьба забирает весьма много сил. Т. е. напрасна из-за того, что сложная!
Вот оно, искривление первичного содержания. Философии Дон Кихота много кто противопоставляет философию приспособленчества и адаптации ко всему, что бы там не было: когда делать выбор между донкихотством и приспособленчеством к вранью, нечестности, унижению, ясная вещь, что я первый пойду воевать с таким ветряной мельницей, еще и армию соберу! Итак, вопреки ошибкам Дон Кихота, вопреки его отрыву от реальности, его философия оправдана и естественная. Донкихотство значительно больше есть к человеку, чем попытки адаптироваться к любой жизненной грязи, попытке забыть о любых бескорыстных поступках, чем индивидуализм в худшем понимании этого слова.
Дон Кихота считали чудаком. Современных донкихотов, наверное, еще больше считают чудаками. Но настолько важно, чтобы такие люди не исчезли, так как тогда жизнь будет неинтересной, а среди ста «ветряных мельниц, которые кажутся великанами», согласно моему собственному жизненному опыту, прячется как минимум десять «великанов, которые прикидываются ветряными мельницами».