Ф. И. Тютчев один из крупнейших русских поэтов
В середине 50х годов ХІХ века в некрасовском «Современнике» было опубликовано свыше ста стихотворений Федора Ивановича Тютчева. Его первые произведения, напечатанные в альманахах и журналах 20-30х годов XIX века, в том числе и в «Современнике», издававшемся Пушкиным, остались не оцененными широкой публикой.
Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. В одной из своих статей Некрасов назвал Тютчева «первостепенным поэтическим талантом», а Добролюбов охарактеризовал его как поэта, которому «доступны.
Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо сказал:
— Муза, правду соблюдая,
— Вот эта книжка небольшая
— Глядит, и на весах у ней
— Томов премногпх тяжелей.
Ф. И. Тютчев — один из крупнейших русских поэтов лириков, поэт мыслитель. Его лучшие стихотворения и сейчас волнуют читателя художественной зоркостью поэта, глубиной и силой мысли. На всем творчестве Тютчева
Печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и се «очарованье» — это «жизни ключ», это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной»; с другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором
— Мы то всего вернее губим.
— Что сердцу нашему милей.
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах всегда одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:
Не то, что мните вы, природа — Не слепок, не бездумный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
«Душу», жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью, очеловечивая жизнь природы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Прекрасным образцом такою глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:
— Как весел грохот летних бурь,
— Как под незримою пятой
— Когда, взметая прах летучий,
— Лесные гнутся исполины;
— Гроза, нахлынувшая тучей,
— Тревожно ропщут их вершины,
— Смутит небесную лазурь.
— Как совещаясь меж собой,-
— И опрометчиво безумно
— И сквозь внезапную тревогу
— Вдруг на дубраву набежит,
— Немолчно слышен птичий свист,
— И вся дубрава задрожит
— И кой-где первый желтый лист.
— Широколиственно и шумно.
— Крутясь, слетает на дорогу.
Все а природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».
Образами природы он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:
— Невозмутимый строй во всем.
— Откуда, как разлад возник?
— Созвучье полное в природе,
— И отчего же в общем хоре
— Лишь в нашей призрачной свободе
— Душа не то поет, что море,
— Разлад мы с нею сознаем.
— И ропщет мыслящий тростник?