«Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством
«Слово.» выросло на плодородной почве русской культуры XII века. «Слово.» глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли свое воплощение лучшие стороны светской культуры.
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу против половцев в 1185 году малозначительного Новгород-Северского князя Игоря Святославича. Оно не повествует о событиях Игорева похода последовательно. Оно их поэтически оценивает и взвешивает. В «Слове.» говорится о них так, как будто
«Слово.» начинается размышлением автора по поводу того, какой быть манере его повествования. Он отвергает старую манеру Бояна и решается следовать непосредственно «былинам» своего времени — придерживаться действительных событий. Этим он убеждает читателя, что перед ним импровизация, свободная от скованности литературными традициями речь, в том числе даже такими сильными, как Бояновы.
Связь «Слова.» с устной народной поэзией яснее всего ощущается в пределах двух ее жанров, чаще всего упомина-емых в-произведении: плачей и песенных прославлений -1 «слав». И те и другие автор буквально приводит в тексте, им! же он следует в своем изложении. Их эмоциональная проти- воположность дает обширный диапазон чувств и смен настроений, которые так характерны для «Слова.».
Плачи автор упоминает не менее трех раз: плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря. Два из них он приводит дословно: плач Ярославны и плач русских жен. Многократно он отвлекается от повествования, прибегая к эмоционально-лирическим высказываниям: «О Русская земле! Уже за шеломянемъ еси!», «Что ми шумить, что ми звенить далече рано предъ зорями?» и т. д.
Автор «Слова.» как бы мысленно следует за полками Игоря и мысленно его оплакивает. Известно, что плачи напрямую связаны с народной песенной лирикой. Особенно эта связь видна в плаче Ярославны. Автор «Слова.» как бы цитирует плач — приводит его в достаточно большом отрывке или сочиняет его за Ярославну, но в таких формах, которые действительно могли ей принадлежать.
Не менее активно, чем плачи, участвуют в «Слове.» песенные прославления — славы. С упоминания о славах, которые пел Бонн, «Слово.» начинается, а славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине — заканчивается. Ее поют дому Святославову «немцы и венедици, греки и морава». Слава звенит в Киеве, Ее поют «девици на Дунае». Отдельные отрывки из песенных прославлений как бы звучат в «Слове.»: и там, где автор его говорит о Бояне, и там, где он слагает песнь в честь Игоря, и там, где он провозглашает здравицу князьям и дружине. Они приводятся в его заключительной части: «Солнце светится на небесе, — Игорь князь в Русской земли».
Итак, «Слово.» очень близко стоит к плачам и песенным прославлениям. «Слово.» близко к ним по своей форме и по своему содержанию. Но в целом, конечно, это не плач и не слава. «Слово.» принадлежит литературе, это книжное произведение, но близкое к этим жанрам народной поэзии.