Слово по поводу страданий Русской земли в древнерусской литературе

В начале XIII ст. сложился «Киево-Печерский патерик» — сборник рассказов о жизни монахов Киево-Печерского монастыря, основанного в середине XI ст. Антонием. В нем помещены отрывки из «Повести временных лет», в частности рассказа Нестора-Летописца о печерских монахах Дамиане, Еремие, Исаакии, Матвея, а также описываются некоторые исторические события: о взаимоотношениях князей, феодальные междоусобицы, торговля Киева с Галичем, поход русских князей на половцев. Настоящим шедевром, своеобразной жемчужиной древнерусской литературы

является «Слово о полку Игореве», созданное неизвестным автором около 1187 г. По художественному уровню это произведение не имеет аналогов в византийской и европейской литературах. Важным источником для этого литературного шедевра стало устное народное творчество, которое отображало целый пласт художественной культуры руссичей.
«Слово о полку Игореве» посвящено описанию неудачного похода русских князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Автор произведения яркими красками изображает образы князей Игоря, Романа, Мстислава, Всеволода, Святослава, Ярослава Осмомисла
и др. Обращаясь к ним, потомкам Ярослава Мудрого, он призывает их «вложить во влагалища мечи», помириться между собой.
По жанру — это скорее не слово-хвала, а слово-жалоба по поводу страданий Русской земли, по поводу гибели русской женщины, которая была принесена в жертву княжескому стремлению к славе и военной добыче. Некоторые исследователи отмечают, что «Слово о полке Игореве» по направленности отражало оппозиционные господствующей официальной идеологии приоритеты и по обращению к языческим образам, и по особой ориентированности на южные, степные и причерноморские истоки руссов. Большой тоской преисполнен лирический монолог Ярославны, который вдохновил многих украинских, русских и других славянских поэтов к созданию непревзойденных шедевров в переводах и перепевах этого отрывка поэмы. Наибольшей же загадкой остается фигура автора — выходца из княжеской среды, пламенного патриота, широко осведомленного и талантливого человека. По мнению исследователей, одним из наиболее вероятных претендентов на авторство произведения является родной брат Ярославны, галичский князь-изгой (княжеского происхождения, но без удела, без власти над каким-то регионом) Владимир Ярославич, который во время Игоревого похода находился в Путивле рядом с сестрой. При этом окончательно определить автора навряд ли когда-нибудь удастся. Недостаток сведений об авторе этого произведения ярко иллюстрирует уровень нашей исторической осведомленности о Древней Руси вообще и дает основания считать, что ее культурную жизнь была значительно более богатой и развитой, чем дают возможность судить об этом уцелевшие памятки и сведения.
Литературно-искусная деятельность. При князе Ярославе (XI ст.) книжно-письменное дело и ученость особенно поднялись. Сам Ярослав проводил ночи за чтением, имел огромную библиотеку. Характерный составленный книгочеем Иваном «Изборник» — хрестоматия из лучших поучительных произведений византийских авторов.
При Ярославе на митрополитский престол Киева впервые был поставлен не грек, а руссич — Иларион, ученость которого удостоверена с блеском написанной проповедью «Слово о Законе и Благодати», что сохранилась до нашего времени.
Здесь патетически утверждается, что новозаветная вера выше ветхозаветную, так как «благодать» есть свободное проявление любви к Богу, а не страх перед Ним, как во времена Моисея. Иларион находит красноречивую аллегорию: закон подобный рабыне Агаре, которая уступила Сарре как законной жене и госпоже своей. Автор проповеди радуется, что славяне получили свет веры именно «за благодатью».
Известны и другие выдающиеся книгочеи Киевской Руси, ученость которых восхищала современников, а временами вызвала и зависть. Это — Климент Смолятич и Кирилл Туровский (XII ст.).
«Повесть временных лет» была написана известнейшим из отечественных летописцев — Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, который жил во второй половине XI — в начале XII ст. Она получила название по первым словам: «Сие повесть временных лет.». В повести, кроме собственно летописи — описания событий год за годом — Нестор связывает историю славян с мировой историей, описывает их быт, обряды, обычаи, верование и т. п. Например, из «Повести.» мы узнаем о существовании в 945 г. в Киеве каменного дворца князя Святослава, стены которого были украшены фресками, мозаикой, инкрустациями из мрамора.
Появляется новый для славян жанр литературы — жития святых, в которых рассказывается о жизни церковных и государственных деятелей, объявленных церковью святыми; здесь фигурировали как персонажи мировой церковной истории (Алексий, Иоан Золотоустий и др.), так и герои давней киевской жизни (мученики-князи Борис и Глеб, убитые своим братом Святополком Окаянным в борьбе за власть; основатели Киево-Печерского монастыря Антоний и Феодосий Печерские и др.). В житиях воспроизведены исторические события тех времен, религиозно-моральные и эстетичные взгляды общества. Настоящим шедевром киевской литературы является «Слово о полку Игореве», созданное в ХІІ ст.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Слово по поводу страданий Русской земли в древнерусской литературе