Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин «Метель»)

Тема «Метели» — превратности любви. Именно ее развивают фабула и сюжет новеллы. Все, как кажется, логично, по литературным канонам того времени. Но так ли это? Анекдот как своеобразная программа является сюжетной основой новелл Пушкина, с традиционным набором элементов: «влюбленные» (богатая невеста-бедный жених) «препятствие» (запрет родителей) «бегство»; «препятствие» (метель) «влюбленные» («первая» невеста-«блестящий» жених) «тайное препятствие» («узы брака») «счастливое совпадение»; «хэппи-энд».

/> Сюжет также представляет собой разработанную схему произведения в противоположность фабуле, которая является схемой событий. Отметим два наиболее существенных момента в сюжете «Метели»:
а) За счет «фигуры умолчания» в новелле создается «таинственная ситуация»: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника («Какое известие ожидало его!» Какое же? Умолчание.), каков секрет «полусумасшедшего письма», полученного родителями Марьи Гавриловны от «несчастного» Владимира, в чем причина молчания Бурмина, оттягивающего решающее объяснение, и так далее.
/> Тайна, согласно устойчивой схеме, объясняется только в самом конце новеллы.
б) Сюжет «Метели» дан с двойным опосредованием: во-первых, он изложен от лица помещика Белкина; во-вторых, самому Белкину он рассказан девицей К. И.Т. (увиден глазами «девицы К. И.Т.», рассказавшей повесть Белкину, явно «уездной барышни»).
Система персонажей в первой части новеллы кажется построенной по схеме: «протагонисты-антагонисты-помощники». Протагонисты — влюбленная пара (Марья Гавриловна и Влади мир), антагонисты — препятствующие их любви родители богатой невесты Марьи Гавриловны (Гаврила Гаврилович Р. и его жена — Прасковья Петровна), помощники — все те, кто устраивает побег влюбленных и готовит несостоявшееся венчание, — жадринский священник, сорокалетний корнет Дарвин, «землемер Шмит в усах и шпорах», «сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы» (свидетели), кучер Терешка, горничная Марьи Гавриловны, крестьяне, помогающие Владимиру найти Жадрино.
Во второй части привычная расстановка персонажей разрушена, а устойчивые читательские ожидания обмануты: ни антагонистическая роль родителей, ни романтический любовный треугольник (с появлением блестящего полковника Бурмина) не состоялись. Родители оказываются не против брака Марьи Гавриловны и Володи (что дискредитирует и сам «побег») браку Марьи Гавриловны и Бурмина препятствует вовсе не романтическая память первой о погибшем возлюбленном. Новое представление о расстановке персонажей достигается через эпиграф из «Светланы» Жуковского с ее мотивом «призрачного» жениха: невеста-призрачный жених-подлинный жених. Кто же из двух женихов (Владимир или Бурмин) призрачный и кто подлинный? Загадка, но заданная не по романтическому шаблону.
По романтическому канону призрачным должен быть «ложный» жених Бурмин, с соответствующими атрибутами (ночь, метель). И здесь ожидания обмануты: призрачным оказывается как раз Владимир, все действия которого определяются литературными штампами — и так и остаются как бы «выдуманными»; Бурмин же, чье поведение тоже согласовано с литературными образцами, при этом находится в полном согласии с бытом и его предписаниями. Быт