А. С. Пушкин “Повести Белкина”. Тема и идейный смысл одной из них

“Повести покойного Ивана Петровича Белкина” А. С. Пушкина положили начало русской реалистической повести XIX века. Под общим названием объединены пять повестей (“Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционныйсмотритель”, ” Барышня-крестьянка ” ).
В “Повестях Белкина” Пушкин опирается на традиции повествовательной прозы конца 20-х годов XIX века.
В “Выстреле” и “Метели” романтические ситуации и коллизии разрешаются просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам и мелодраматическим концовкам, которые были так популярны в романтической повести.
В “Барышне-крестьянке” казавшийся романтическим герой, носивший даже перстень с изображением черепа, оказывается простым и добрым малым, находящим свое счастье с милой, обыкновенной девушкой, а ссора их отцов, не породив ничего трагического, завершается добрым миром.
В повести “Гробовщик” всевозможные чудесные и таинственные ситуации, связанные с загробным миром, присущие романтическим балла дам и повестям, сведены к весьма прозаичной торговле гробами. Появление привидений оказалось лишь сновидением подвыпившего гробовщика Адриана. Таинственное становится комическим, теряя весь свой романтический ореол.
Своей правдивостью, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием всякого мелодраматизма

повесть “Станционный смотритель” положила конец влиянию сентиментально-дидактической повести о “маленьком человеке”, ведущей начало от “Бедной Лизы” Карамзина. Идеализированные образы, сентиментальные сюжетные ситуации, нравоучение сменяются реальными типами и бытовыми картинами незаметных, но всем хорошо знакомых уголков русской действительности. Такова почтовая станция, где писатель находит неподдельные радости и горести жизни. Манерный язык уступает место простому и бесхитростному, опирающемуся на народно-бытовое просторечие рассказу вроде рассказа старика – смотрителя о его Дуне.
Повесть “Выстрел” с первых строк окружает атмосфера загадочности, “какая-то таинственность окружала его судьбу”, – говорит о герое повести рассказчик.
Перед нами первый в русской прозе характер “наполеоновского” типа. Это натура, духовно сильная, стремящаяся к первенству, не слишком разборчивая в достижении цели.
В то же время это личность живая, противоречивая, наделенная яркой индивидуальностью и социальной типичностью, развивающаяся на протяжении повествования.
Ненависть Сильвио – ненависть почти плебейская, собственно даже не к графу как к человеку, а к воплощению всех тех, кому счастье досталось без усилий, кто по праву рождения наделен и громким именем и богатством. Но уже через шесть лет после ссоры, когда Сильвио произносит свою исповедь, нельзя не почувствовать, что это во многом другой человек: вспомним его беспощадность к самому себе, его невольное восхищение молодым соперником.
Глаза у Сильвио сверкают, когда он читает письмо – известие о том, что настал час для выстрела. Однако в герое произошел очевидный душевный перелом. “Предаю тебя твоей совести”, – говорит Сильвио графу. На самом деле, он одержал духовную победу над собой, себя предал суду собственной совести – потому и отказался от “права” на убийство.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Сущность процесса обучения и его функции.
Сейчас вы читаете: А. С. Пушкин “Повести Белкина”. Тема и идейный смысл одной из них