Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Элегия»
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Средь горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
1830 год
А. С. Пушкин написал эту элегию
После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли — это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» — это еще и способность к состраданию.
Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.
Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения. Вымысел и слезы поэта — это результат вдохновения, это само произведение.
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества — любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя. «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» — к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого — «жалобная песня». Этот жанр был широко распространен в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова — гражданская, Пушкина — философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
Пушкин в свою очередь не пренебрег этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причем обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение легкости, изящества и понятности.
Минувших = будущих
Старе = старше
Сулит = предвещает (обещает)
Грядущего = будущего
«грядущего волнуемое море» — метафора из канона заупокойной церковной службы: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,.
Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.
Други = друзья
Ведаю = знаю
Треволненья = тревоги
Порой — слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
.О жены Севера, меж вами
Она является порой
(«Портрет»)
Порой восточный краснобай
Здесь разливал свои тетради
(«В прохладе сладастной фонтанов.»)
Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
Существительные почти тоько абстрактные:
Веселье — печаль — труд — горе — грядущее — наслажденья — заботы — треволненья — гармония — вымысел — закат — любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
Безумных — тяжело — смутное — минувших — старе — сильней — уныл — волнуемое.
Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
Умирать — жить — мыслить — страдать — упьюсь — обольюсь — блеснет.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
Веселье — похмелье
Упьюсь — обольюсь — тут даже отзвуки оргии.
На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.
Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.