Какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских
План к теме:
1. Кто такой Шабашкин.
2. Его внешность.
3. Как отнесся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением.
Почему он не отказался от участия в этом неправом деле.
5. Какими способами Шабашкин добился исполнения желания Троекурова.
6. Как вели себя на суде Шабашкин и все судейские чиновники по отношению к Троекурову и Андрею Гавриловичу. Чем это можно объяснить.
7. При каких обстоятельствах Шабашкин встретился с Владимиром Дубровским. Как держал себя Шабашкин. Как и почему изменилось его поведение.
8. Как относится
Обсуждая с детьми вопрос, какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских, учитель подведет детей к выводу, что Шабашкин был как бы орудием низкой мести Троекурова, который не хотел сам хлопотать о грязном деле, а поручил его подлому судейскому чиновнику. Просматривая вместе с учителем текст, дети проследят, как поступал и что говорил Шабашкин, когда беседовал с Троекуровым (глава I, глава IV) и когда приехал вместе с другими приказными вводить Троекурова во владение Кистеневкой (глава III). Внимание школьников обращается на его внешность, поведение: если к Троекурову он приближался с бесконечными
— Почему именно так ведет себя Шабашкин? — опрашивает преподаватель. Учащиеся говорят, что Шабашкин боялся Троекурова. Услужить богатому и знатному человеку было, с точки зрения Шабашкина, выгодно, а Дубровский не мог ничем быть полезным судейскому чиновнику, с ним можно было не считаться.
— Что же можно сказать о Шабашкине, что за человек он был?
В процессе беседы дети приходят к таким выводам:
— Шабашкина можно назвать продажной душой. Хотя он и был помощником судьи, он поступал не по законам и не посправедливости, служил только тем, кого боялся, от кого зависел, кто мог хорошо заплатить за услугу.
— Шабашкин не умеет уважать людей, он не жалеет старого Дубровского.
— Он трус. Храбрится и грубит Владимиру Дубровскому, когда чувствует себя в безопасности, а когда дворовые Дубровского хотели взять всех приказных, Шабашкин сейчас же спрятался и дверь запер.
— Потом он вышел и стал кланяться и благодарить Владимира за то, что тот заступился за них.
Анализируя текст, они уяснят, какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе, и подтвердят это мнение примерами.
Активизируем работу учащихся вопросами: «При каких обстоятельствах Глобова познакомилась с Дубровским? Почему она ему «благожелательствовала»? Объясните, чем вызван страх Антона Пафнутьича перед Дубровским».
Помещица Глобова рассказала о благородстве «разбойника» Дубровского, который «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста». Теперь становится понятным, почему небогатая помещица Глобова не только симпатизирует разбойнику, по и от души благодарна: ведь именно он вывел на чистую воду плута приказчика и тем самым сохранил деньги, скопленные ею для сына-офицера. Подлый и жадный Спицын напоминает нам Шабашкина, когда тот подобострастно и льстиво отвечает на все откровенные насмешки Троекурова. Оказыв