Фривольные мотивы и образы в ранней лирике Пушкина


Пушкин не ограничивается лирикой, он стремится к большим поэтическим формам. В первой своей лицейской поэме – “Монах” (1813), фривольные мотивы и образы которой возникают у Пушкина под влиянием поэмы Вольтера “Орлеанская девственница”, поэт направляет сатирические стрелы против монахов и придворных кругов. От лицейской поэмы “Монах” идет путь к атеистической поэме Пушкина “Гавриилиада”. В подражание Радищеву Пушкин начинает писать сказочную поэму “Бова”, исполненную намеков на политические события того времени. Поэт пробует свои силы и в области драматургии (большая комедия в стихах “Философ”, до нас не дошедшая). В лицее была начата им и поэма “Руслан и Людмила”.
Таким образом, уже в лицейской поэзии Пушкина проявляется многообразие жанров. Особенно разнообразен он в лирике, творчески используя все малые жанры тогдашней русской поэзии – оды, дружеские послания, предромантическую элегию, размышления, любовные послания, сатиру, эпиграмму, басню. Чрезвычайно разнообразен и поэтический стиль Пушкина-лицеиста. Ему в равной степени были доступны дер-жавинская патетика, витийственная лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, Давыдовский гусарский стиль, басенно-разговорный стих Крылова. И уже в лицейской поэзии Пушкин стремится к простоте, ясности и естественности


стиля.
Известность Пушкина выходит за стены лицея. Пушкин сближается с поэтами Жуковским, Батюшковым, II. А. Вяземским. С волнением Жуковский в сентябре, 1815 г. писал Вяземскому о юном Пушкине: “Это надежда пашей словесности. Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не помешал себе созреть! Нам всем надо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”
В конце марта 1816 г. в часы классных занятий лицеистов посетили Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, В. Л. Пушкин^”Карамзин, вызвав Пушкина, сказал: “Пари, как орел, но не останавливайся в полете”. – И он с раздутыми ноздрями – выражение его лица при сильном волнении – сел на место при общем приличном приветствии товарищей”, – вспоминал лицеист Малиновский. В 1816 г. Пушкин часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском Селе, беседуя с ним на темы русской истории. Вероятно, еще в лицее он становится членом литературного общества “Арзамас”.
Не ограничившись полемикой в области литературного языка и стремясь к распространению своих взглядов, Л. С. Шишков основал в 1811 г. общество “Беседа любителей русского слова” с участием поэта Державина и других сторонников классицизма.
Нападки “Беседы” были направлены главным образом против карамзинистов. Но приблизительно с 1815 г. начались нападения шишковцев и на Жуковского, в романтической поэзии которого члены “Беседы” справедливо усмотрели дальнейшее развитие новаторской системы Карамзина. В 1815 г. появилась комедия Шаховского “Урок кокеткам, или Липецкие воды”, в которой в образе поэта Фиалкина, всем надоевшего своими балладами, осмеивались Жуковский и его поэзия. Комедия породила ожесточенную полемику.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Процессор берет программы и исходные данные для обработки из.
Сейчас вы читаете: Фривольные мотивы и образы в ранней лирике Пушкина