Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Онегин и Татьяна

Татьяна – “милый идеал” Пушкина. Поэт не идеализирует ее жизнь: ее воспитание, круг интересов типичны для “барышни уездной”. Но Татьяна, по словам Белинского, “глубокая, страстная натура”, она “осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая действительность”. Не случайно “она в семье своей родной казалась девочкой чужой”. Главное в Татьяне – она “тип русской женщины” (В. Г. Белинский). На нее неизгладимый отпечаток наложили “преданья простонародной

старины”, рассказы няни, красота русской природы; ее представления о любви и долге, весь ее духовный мир неотделимы от этических идеалов народа.
Личная судьба Татьяны трагична: одиночество в родном доме, безответная любовь к Онегину, замужество без любви и опять одиночество среди богатства, блеска и преклонения. Но страдания не сломили ее: ей чужда “постылой жизни мишура”, она не изменяет своим нравственным принципам, своему пониманию чести. Источник ее духовной силы – глубокая связь с русской жизнью, чего нет у Онегина, она “русская душою”. Цельность натуры, глубина чувств, красота души, скромность,
готовность – к самопожертвованию – это не просто черты характера Татьяны, но и воплощение “положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины” (Ф. М. Достоевский).
Белинский: “В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей и приделок”.
Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви.
Ю. М. Лотман: “Жизнь Татьяны – результат развития личности, ее постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье.”
“Итак, она звалась Татьяной.” – строфа, в которой появляется Татьяна, исполнена торжественности, отмечена тишиной и покоем деревенской природы, в полном согласии с которой живет героиня, “как лань лесная.”. И сразу потускнело все, что в первой главе сверкало и переливалось красками онегинского Петербурга.
Встреча с Онегиным – роковая для Татьяны. “Это он!” – выбор единственный на всю жизнь. Татьяна “любит не шутя”, она не умеет судить хладнокровно. Письмо Татьяны – один из двух ее монологов. Здесь все: и отсутствие житейской опытности, и одновременно высокий настрой души, отважной в движении навстречу своей судьбе. Татьяна обращается к Онегину на ты “я – твоя!”, это не обмолвка, а полное доверие к избраннику.
Пушкин проводит Татьяну еще через одно испытание. В брошенном кабинете Онегина Татьяна погружается в чтение чужой библиотеки, стараясь угадать, что творится в его душе. Она думает не только об Онегине, но и о жизни. Ее любовь не угасает от такого опыта. Напротив, это чувство, оставшись безответным, формирует внутренний мир Татьяны, ее духовный облик. И когда речь идет о “духовном богатстве” героини, нельзя забыть те строфы романа, где эта девочка каждый день приходит в онегинский дом, чтобы читать и думать.
Потом ее везут в Москву на “ярмарку невест” и выдают замуж. Она идет замуж за генерала, потому что “молила мать”, а Татьяне “все были жребии равны”. В прекрасную светскую женщину Онегин влюбляется без памяти. Для Татьяны не страшны условности света. Есть условия жизни – вот что поняла Татьяна. А это прежде всего – долг. Неверно, что Татьяна поступилась чувством ради долга. Чувство и долг у нее неразрывны: и к Онегину, и к мужу, который “в сраженьях изувечен”. Ее долг – это уважение к жизни во всех ее проявлениях.




Встроенные программы windows.
Сейчас вы читаете: Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Онегин и Татьяна