Своеобразие характера Татьяны в романе «Евгений Онегин»
— .что в милой простоте
— Она не ведает обмана
— И верит избранной мечте.
— в том, что она
— .любит без искусства,
— Послушная влеченью чувства,
— Что так доверчива она, Что от небес одарена
— Воображением мятежным,
— Умом и волею живой,
— И своенравной головой,
— И сердцем пламенным и нежным.
Вот почему она решается написать и послать Онегину свое наивно-трогательное и поэтическое любовное признание. Она не сомневается в том, что и Онегин должен ее полюбить, и поэтому каждый день с утра
— Но день протек, и нет ответа.
— Другой настал: все нет, как нет.
— Бледна как тень, с утра одета,
— Татьяна ждет: когда ж ответ?
Суровое, резкое объяснение Онегина, его обидно-пренебрежительное отношение к ее любви является для Татьяны полной неожиданностью. Онегин оказывается вовсе не похожим на того, каким она воображала себе своего героя по прочитанным романам. Но она не перестает любить Онегина, тем более что в своей «исповеди» он все-таки оставил ей какую-то надежду на возможность счастья:
— «Я вас люблю любовью брата
Чем дальше, тем больше Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Ее любимые романы уже не помо-/гают ей. В день именин Татьяны Онегин неожиданно при-/ езжает к Лариным. Молча поздравляя Татьяну, он смотрит на нее с нежностью. Этот молчаливый взгляд «сердце Тани оживил.». Но Онегин тут же начинает нарочно, на глазах у всех ухаживать за Ольгой, он танцует только с ней, он говорит ей на ухо любезности. Все это приводит Татьяну в полное недоумение. Когда взбешенный Ленский уехал домой, а затем уехал и Онегин, все же остальные гости улеглись спать,-
— Одна, печальна под окном
— Озарена лучом Дианы,
— Татьяна бедная не спит
— И в поле темное глядит.
— Его нежданным появленьем,
— Мгновенной нежностью очей
— И странным с Ольгой поведением
— До глубины души своей
— Она проникнута; не может
— Никак понять его; тревожит
— Ее ревнивая тоска,
— Как будто хладная рука
— Ей сердце жмет, как будто бездна
— Пред ней чернеет и шумит.
А через два дня она с ужасом узнает еще об одном страшном и непонятном для нее поступке Онегина — об убийстве им на дуэли юного жениха ее сестры. Вскоре Онегин и вовсе уезжает из деревни. Татьяна знает, что
— Она его не будет видеть;
— Она должна в нем ненавидеть
— Убийцу брата своего.
— Но она продолжает его любить.
Зайдя во время прогулки в опустелый дом Онегина, Татьяна видит в его кабинете книги, которые он читал, и сразу набрасывается на них. Ведь она привыкла по книгам узнавать о жизни. Те романы, которые она знала, ее жестоко обманули. Может быть, в этих незнакомых для нее книгах она найдет объяснение всего того, что она не может понять в Онегине, в его чувствах и поступках.
И вот «в молчаливом кабинете» Онегина Татьяна впервые знакомится с новой литературой, совершенно ей до тех пор неизвестной, совершенно непохожей на ее любимые сентиментальные романы XVIII века. Это — литература европейского романтизма начала XIX века: произведения английских писателей Байрона, Матюрена, французских писателей Бенжамена Констана, Шатобриана, Шарля Нодье. В этих трагических поэмах и романах изображается настроение западноевропейской передовой молодежи, довольно похожей на русскую молодежь 1820-х годов. Герои этой литературы — мрачные, озлобленные, холодные, разочарованные во всем люди, порождение эпохи после французской революции конца XVIII века, от которой многие ждали обновления человечества, эры «свободы, равенства и братства», а увидели наглое и жестокое господство буржуазии, капитала.
Онегин с интересом читал эти книги: он находил в них знакомые и близкие ему чувства, мысли.
Читая эти произведения, Татьяна действительно открыла в них «мир иной», людей с незнакомой ей до сих пор душевной жизнью и поступками, очень похожих на Онегина с его странными и непонятными ей действиями. Книги помогли ей разобраться в его душе, в смысле его поведения:
— И начинает понемногу
— Моя Татьяна понимать
— Теперь яснее — слава богу
— Того, по ком она вздыхать
— Осуждена судьбою властной.
Но тут же она делает неверный, скороспелый вывод о причине сходства Онегина с героями прочитанных ею поэм и романов. Она решает, что Онегин просто в своих чувствах и действиях копирует этих героев, подражает им, строит свою жизнь по литературным образцам. Но мы хорошо знаем, что ответ должен быть отрицательный, что Пушкин вовсе не думал так об Онегине. Уже в первой главе Пушкин подчеркивает искренность, оригинальность Онегина, ему нравится «неподражательная странность» его характера. То же он повторяет и в восьмой главе — в своих резких возражениях некоему воображаемому собеседнику, также подозревающему Онегина в притворстве, в щеголянии модными «масками», в подражании модным литературным героям. Здесь автор называет этого светского «критика» самолюбивой ничтожностью, человеком посредственным, злым и глупым, любящим с важностью заниматься пустяками, вздором. Пушкин спрашивает своего собеседника:
— Зачем же так неблагосклонно
— Вы отзываетесь о нем?
— За то ль, что мы неугомонно
— Хлопочем, судим обо всем,
— Что пылких душ неосторожность
— Самолюбивую ничтожность
— Иль оскорбляет, иль смешит,
— Что ум, любя простор, теснит.
— Что слишком часто разговоры
— Принять мы рады за дела,
— Что глупость ветрена и зла,
— Что важным людям важны вздоры
— И что посредственность одна
— Нам по плечу и не странна?
Между тем Татьяна твердо убеждена в правильности своего вывода, и это делает ее положение совершенно безнадежным: она не может разлюбить Онегина и в то же время знает, что это человек, недостойный ее любви, ничтожный подражатель литературных образцов, пародирующий в своем поведении героев романов. Теперь ей все в жизни безразлично, все неинтересно. Ее везут в Москву, но и там она скучает и тоскует. Даже попав в первый раз на настоящий светский бал в Благородное собрание, она не чувствует никакой радости. Мать хочет выдать Татьяну замуж за какого-то важного генерала, князя. Она сначала сопротивляется, но потом соглашается, так как ей, в сущности, все равно, как жить,- счастье для нее уже невозможно.