Творчество Александра Николаевича Островского — это целый этап русской литературы. Написанные в 40-60-е годы XIX столетия, его пьесы, в общем-то, стали первыми русскими драмами, так как в первой половине века создавались в основном водевили и комедии. А. Н. Островского недаром называют создателем русского национального театра: таких глубоких по проблематике, интересных пьес до него в России не писал никто.
В драматургии Островского поднимаются очень серьезные проблемы: конфликт личности и общества и судьба женщины в нем. Последняя в пьесах раскрывается по-разному, но вывод, очень точно выраженный словами Карандышева, всегда один: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». В русском обществе второй половины XIX века женщина — это существо либо бесправное, забитое, всю жизнь проводившее за спиной мужа и подчинявшееся ему, либо потерявшее не только чистоту и женственность, но даже способность любить.
Первый случай- то, что было предназначено Катерине, героине драмы А. Н. Островского «Гроза». Эта женщина росла в счастливой семье, ее холили и лелеяли, тяжелой работой не нагружали, она слушала рассказы странниц и богомолок. Повзрослев, Катерина вышла замуж не по любви, а из жалости. После этого ее судьба круто изменилась. Постоянные ссоры со свекровью, тяжелая работа по дому, непонимание мужа — все это очень тяжело далось Катерине, а особенно после счастливого детства. Тем не менее это общепринятые нормы. Так жили женщины до Катерины, ее современницы,! а судьбы многих отягчались еще заботой о детях, побоями мужа.
Катерина осмеливается бросить вызов обществу «диких» и «кабановых», всему «темному царству». Ей не надо многого, она не хочет ни золотых гор, ни огромных владений- Катерине простіш хочется любить и быть любимой. Мечта женщин всего мира скромна и необъятна — это счастье и, конечно, любовь. Осмелившись полюбить Бориса, будучи замужем за Тихоном, Катерина готова на все:! бросить дом, семью, поехать в Сибирь за любимым человеком. Ей все равно, что о ней будут думать и говорить: «Пусть все видят, пусть все знают, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсЯ ли я людского суда?» Но Борис не способен бороться за свое счастье, вырваться из пут материальном зависимости и страха перед «людским судом», и он уезжает, оставив Катерину. Что остается делать бедной женщине? Она говорит своему возлюбленному: «Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу! говорит: «Не верьте ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают». Не будет Катерине жизни, если она вернется к мужу. Единственный выход для нее — самоубийство. В обществе, уклад которого складывался веками, где женщина — это вещь, а назначение ее — работать по дому и рожать детей, любой протест против такого уклада обречен на провал. Островский недаром приводит Катерину к...

гибели: он не видит для нее другого выхода. Или живи по правилам, или умирай. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу. В могиле лучше!» Катерина предпочитает предстать перед Богом и ответить ему! за свои грехи, а не оправдываться всю жизнь перед людьми, которые ни за что не поймут ее поступка и, конечно, не простят. Если даже Кудряш порицает Катерину и Бориса, то что говорить об остальных?] На ум приходит фраза замечательного английского писателя Р. Хапарда о том, что Бог куда милосерднее тех, кто заставляет нас в него верить. В самом деле, из-за своих мелочности, эгоизма, жестокости и злобы люди порицают строже, чем самый грозный судья.
Умирает (правда, не по своей воле) и другая героиня Островского — Лариса Огудалова из «Бесприданницы». Здесь вопрос о судьбе женщины поднимается в другом аспекте: к чему может привести социальная несправедливость, на что способна обманутая в своих надеждах и ожиданиях девушка — вот то, что волнует Островского.
Лариса Огудалова едет кататься с Паратовым вовсе не случайно. Устав от обид и унижений, которыми мачеха-жизнь щедро ее одаривала, поняв, что будущее не сулит ей ничего хорошего, Лариса решила поехать с любимым человеком и хотя бы несколько часов побыть с ним, стать счастливой. Чем же это для нее обернулось? В итоге ее застрелил Карандышев. В предсмертном монологе Ларисы звучат горькие слова, которые объясняют причину ее поступка. Она была одинока среди людей, окружавших ее, жила среди унижений и обид, в атмосфере непонимания, «не слыхала теплого сердечного слова». «А ведь так жить холодно», — говорит она. Лариса оправдывается и отрицает свою вину одновременно. Такая жизнь и приводит ее к решению ехать в Париж с Кнуровым. Человек не может жить без цели, обязательно должен быть смысл существования, а иначе образовывается пустота, которую ничем не заполнить. Лариса думала, что любовь станет смыслом ее жизни, но ошиблась. В порыве отчаяния и безысходности она говорит Карандышеву, что любви-то нет, а значит, и искать ее нечего. Один выход — «искать золота». В Ларису стреляют, но для нее это легкое избавление, желанное решение проблемы.
Такие концовки и «Грозы», и «Бесприданницы» отнюдь не случайны. Островский словно ходиш по заколдованному кругу: он понимает, что положение женщины крайне тяжелое, но любая попытка! изменить его терпит неудачу. Как быть? Ответа на этот вопрос нет. Островский, по крайней мере, его не видит, а герои пьес его не находят.
Что касается меня, то я тоже не вижу выхода, но твердо уверена, что Лариса Огудалова и Катерина, что бы ни говорили, — тонкие лучики света в темном царстве, две искорки, вспыхнувшие в ночи зла, бесправия и безысходности. Они погасли, но зажгутся другие, так как человечество только потому и существует, что стремится к лучшему: правде, красоте и совершенству. Без этого оно просто погибнет. Так было, есть и будет вечно.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Судьба женщины в драматргии А. Н. Островского