Конфликт героя и современности в поэме “Облако в штанах”


“Громада любовь”, наполняющая сердце героя, – любовь особого рода, любовь ко всему сущему, поэтически реализуемая через образы близких, родных людей. Однако в его внутреннем мире “громада-любовь” соединяется с “громадой-ненавистью”. Ибо в восприятии героя мир лишен истинной любви, в нем властвуют насилие, пошлость, надругательство над живым человеческим чувством. Отстаивая любовь как высшую категорию мировосприятия, как своего рода философию человеческого существования и сталкиваясь с попранием этого чувства, поэт приходит к отрицанию существующей действительности, которая видится ему как хаос, мрачное безумие. Как будто сугубо личный мотив отвергнутой любви – один из четырех “криков” “Облака в штанах” – лишен у Маяковского камерного звучания, он многомерен, социально масштабен, даже планетарен. Чем острее, безысходное звучал голос героя, тем очевиднее становилась для него необходимость разрушения старого мира.
Амбивалентность героя Маяковского, лирика и бунтаря, отразилась и в поэме 1915 г. “Флейта-позвоночник”. Дисгармонии между поэтом и миром соответствует образ любовной муки, которая обостряет его душевную неопределенность, внутренний разлад с самим собой, его раздвоенность:
“Короной кончу? Святой Еленой? Буре жизни оседлав валы, я – равный кандидат и на царя вселенной и на кандалы”.



Богохульные мотивы “Облака в штанах” сменяются в поэме “Флейта-позвоночник” мотивами любви как Божьего промысла, обращенной к Богу молитвы.
В литературоведении в разное время то активно утверждался, то, напротив, оспаривался взгляд на Маяковского как на личность с романтическим типом мировосприятия. Именно раннее творчество поэта прежде всего дает повод связывать его с романтической традицией. Как писал в 1930 г. литературный оппонент Маяковского критик Вяч. Полонский, этот “язычник, революционер, материалист” обладал “зрением романтика”: “Поэт города, он был вместе с тем его яростным отрицателем. Городской, мещанский мир дан сквозь зрение уличного человека, одиноко стоящего против мира в дерзкой позе непокорного человека, с поднятой наотмашь рукой”. Благодаря этому “зрению романтика” Маяковский, по утверждению Полонского, “увлеченным глазом смотрел на землю сверху”, что и определило его стилевую доминанту – гиперболу чувства и образа.
Противоположную точку зрения высказал в 1940 г. Б. Эйхенбаум, полагавший, что “я” Маяковского грандиозно “не романтической грандиозностью, когда высокое “я” противостоит низкому миру, а способностью вмещать в себя мир и отвечать за него”.
Однако неоднозначность “я” Маяковского как раз и выразилась в том, что поэт, пребывая в конфликте с действительностью, с вещным миром и миром сытых и благополучных, в то же самое время был адекватен вселенной, вбирал в себя и космос, и городское бытие, и страдания людей. Он равен солнцу, его сердце вмещает “тысячу тысяч пирамид”, “простоволосую церковку”, пугливых барышень, цветники бульваров – и он же переживает трагическое противостояние с миром: “еще одного убила война –
Поэта с Большой Пресни!” (“Я и Наполеон”, 1914).
В 1916 г. вышла в свет первая поэтическая книга Маяковского “Простое как мычание”, которая, по оценке В. Брюсова, привлекла внимание “разрешением художественных задач”. В том же году был написан ряд стихотворений трагико-лирического настроения, свидетельствовавших об обострении конфликта “я” поэта и действительности, – “Эй!”, “Ко всему”, “Дешевая распродажа”, “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”, “Россия”. Темы лирики Маяковского этого периода – ощущение своей бесприютности, потребность в человеческом участии, одиночество, понимание трагедии Христа и Дон-Кихота в обществе обывателей и как следствие – проповедь разинского анархизма и “святой мести”, неприятие современности и завещание грядущему поколению “сада фруктового” своей “великой души”.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Монологічне мовлення.
Сейчас вы читаете: Конфликт героя и современности в поэме “Облако в штанах”