Полемика вокруг поэмы «Про это»
Пусть многие видели в поэме Маяковского измену собственным принципам, возвращение к традиционному стиху, сам поэт считал, что он продолжает борьбу с пошлостью, которая проходит через поэзию Пушкина и Лермонтова. Он считал, что подлинная поэзия должна обязательно опираться на реальные чувства, на собственные переживания поэта.
«Нами лирика в штыки неоднократно атакована, ищем речи точной и нагой.
Но поэзия пресволочнейшая штуковина: существует и не в зуб ногой».
За восемь лет до написания поэмы «Про это», а точнее в 1915 году,
Орал, что бога нет, а бог такую из пекловых глубин, что перед ней гора заволнуется и дрогнет, вывел и велел: люби! » стоят личные чувства и переживания поэта, а не «гуманистический смысл и революционное значение», (В. Перцов. «Маяковский. Жизнь и творчество». М. 1976) как это было
Изучая подробно биографию В. В. Маяковского, становится совершенно ясно, что за вымышленными, как это может показаться на первый взгляд, героями, стоят вполне реальные люди.
«Бог доволен.
Под небом в круче, измученный человек одичал и вымер.
Бог потирает ладони ручек.
Думает бог: погоди, Владимир!
Несомненно, что главный герой поэмы, от лица которого ведется повествование, и есть сам Маяковский.
И, далее:
«. Это ему, ему же, чтоб не догадался, кто ты, выдумалось дать тебе настоящего мужа и на рояль положить человечьи ноты».
Та, к которой обращены эти строки, безусловно, возлюбленная поэта — Лиля Брик. Маяковский даже и не скрывает ее имени; а в роли «настоящего мужа» выступает никто иной, как Осип Максимович Брик «. А там, где тундрой мир вылинял, где с северным ветром ведет река торги, на цепь нацарапаю имя Лилино и цепь исцелую во мраке каторги».
Лили Юрьевна, с первого дня знакомства с Маяковским, стала для него «единственной героиней в жизни и творчестве. «Облако в штанах» носило печатное посвящение ей, хотя вдохновительницей этой поэмы был не она, а другие женщины.
Начиная с «Облака», он печатно посвятил Лиле Юрьевне все свои поэмы. Когда в 1928 году вышел первый том его собрания сочинений, посвящение гласило: Л. Ю. Б. — тем самым он посвятил ей все им написанное и до, и после знакомства.
И во «Флейте-позвоночнике» и в других стихотворениях 1915-1916 годов, Маяковский восторженно воспевает свою любовь, «имя которой звучит радостнее всех! «. Он «поет» ее «накрашенную, рыжую», готовый положить «Сахарой горящую щеку» под ее ногами в пустыне; он дарит ей корону, «а в короне слова мои радугой судорог». (Б. Янгфельдт.
«Любовь — это сердце всего». (М., «Книга», 1991)
«Крикнул ему: «Хорошо!
Уйду!
Хорошо!
Твоя останется.
Тряпок нашей ей, робкие крылья в шелках зажирели б.
Смотри, не уплыла б.
Камнем на шее навесь жене жемчуга ожерелий! «
(«Флейта-позвоночник»)
Не могу не упомянуть еще об одной поэме Маяковского, изданной впервые в Москве в марте 1922 года. Это поэма «Люблю».
Поэма «Люблю» писалась во время пребывания Лили Юрьевны Брик в Риге, которая отправилась туда по двум причинам: «во-первых, повидаться с матерью, а во-вторых, разыскать заграничного издателя, который напечатал бы книги Маяковского в Латвии для экспорта в Россию, так как в эти годы Маяковский испытывал большие трудности в своих отношениях с Госиздатом.