Сатирическая линия поэмы Маяковского «Хорошо»
Поэма Маяковского «Хорошо!» посвящена подготовке и проведению Октябрьской революции, а также ее последующим достижениям. Поэма «Хорошо!» является произведением героическим, но важное место в ней заняла сатира. Маяковский сам оговаривает задачу своей поэмы:
С этою
книгою побыв,
из квартирного
мирка
шел опять
на плечах
пулеметной пальбы,
как штыком,
строкой
просверкав.
Слово «штык» не случайно возникает во вступлении к поэме. В намерение автора входит приравнять перо именно к штыку. И Маяковскому
На шее
кучей
Гучковы,
черти,
Мать их за ноги!
Министры,
Родзянки.
Возглавляет «тюрьму-решето» Керенский. Самая характерная черта этого политика — склонность к политической демагогии и болтовне («болтает сорокой радостной»). Для того, чтобы создать сатирический портрет премьера, поэт использует прием противопоставления
а вот и он:
В аплодисментном
плеске
премьер
проплывает
над
Невским.
Таков Керенский перед толпой. Совершенно иным он предстает тогда, когда в него пристально вглядывается Маяковский. Теперь он оказывается «вертлявым пострелом», раскинувшимся на кровати царицы с характерной бесцеремонностью, либо авантюристом-правителем, который «сам себя уверенно и быстро назначает — то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще министром». Перо Маяковского-сатирика беспощадно: Керенский подвергнут осмеянию за жестокость по отношению к участникам аграрных беспорядков, за предательство дела революции.
Интересно описание внешности Керенского. Поэт наделяет его «бо-нопартьими» глазами и рассказывает о нем стихами, воспроизводящими ритмику стихотворения Лермонтова «Воздушный корабль». Стихотворение это было в свое время посвящено Наполеону. Таким образом у читателя закрепляется связь образа Керенского с образом Наполеона, душителя французской революции. Концовка главы говорит об обреченности Временного правительства:
Пришит к истории,
пронумерован
и скреплен,
и его
рисуют —
и Бродский, и Репин.
Сказано метко и хлестко. В четвертой главе поэмы нарисованы те лидеры партий, которые поддерживали Керенского и были очарованы им, — П. Милюков и Е. Кускова. Маяковский создает комедийную ситуацию: Кускова влюблена в Керенского. Забавность происходящего состоит в том, что влюбленной является почтенная старушка с пожелтевшими волосами. Более того, поэт представляет дело так, будто на наших глазах происходит признание новоявленной Татьяны необычной няне, которой на этот раз оказывается усатый профессор. В итоге рождается литературная пародия на сцену из романа Пушкина «Евгений Онегин», для чего использован и аналогичный размер стиха.
Прием этот у Маяковского выполняет сатирическую задачу. Образующийся таким забавным способом союз всех сил, которые поддерживали Временное правительство в его борьбе с революцией, поистине смешон.
Вот некоторые формы сатиры, которые использоал Маяковский в своей поэме «Хорошо!». Она стоит в одном ряду с такими злободневными произведениями автора, как «Стихи о красной шапочке», «Окна РОСТА», «О дряни», «Прозаседавшиеся», разоблачающими истинных врагов молодой советской республики.