Пейзаж в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» написан на Кавказе, и местная природа вдохновляла автора. В романе он протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев. В самом деле, у лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения, весь роман проникнут глубоким лиризмом. Это обуславливает страстную эмоциональность, взволнованность пейзажных описаний, создающую ощущение музыкальности
Точные и свежие краски лермонтовской прозы очень достоверны. Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, и блеск снегов на гребнях гор — все это играет и дышит. В «Бэле» нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Лермонтов пишет: «Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову; я не знал, куда деваться: тут блеют
Показывая теневые стороны жизни горцев, Лермонтов сочувствует народу. И словно для контраста рисует он величавые картины горной природы нарисованы талантливо.
Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описанием природы, связанной с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин — поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит. Часто его мысли о природе как бы переплетаются с его мыслями о людях, о себе.
Печорин мастерски описывает природу ночи (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и «мрачными, снеговыми горами». Иногда картины природы служат у него поводом для мысли, рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести «фаталист», вид которого приводит его к размышлениям о судьбе поколения.
Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему скучной. Пейзаж и здесь помогает понять душевное состояние героя. Этому служит описание взволнованного моря в рассказе «Тамань». Картина, открывающаяся с площади, где должна была происходить дуэль, вид солнца, лучи которого не согревают Печорина после дуэли, — вся природа грустит.
К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом.
Лермонтов очень любил море, его стихотворение «Парус» перекликается с романом «Герой нашего времени». Желанный «парус» ищет в море Печорин. Ни для Лермонтова, ни для героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам на последних страницах романа. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха».
Дивный образ паруса — это тоска по несостоявшейся жизни. Чудесным пейзажем открывается повесть «Княжна Мери». Печорин в дневнике пишет: «Вид с трех сторон у меня чудесный».
Прекрасно изображены картины природы не только в романе «Герой нашего времени», но и в стихах. Знаменито его стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Оно принадлежит к шедеврам мирового искусства. Стихотворение навевает грусть:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
В стихотворении «Родина» те же грустные картины:
Люблю отчизну я, нo странною любовью.,
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек, подобные морям.
Таким образом, творчество Лермонтова оказало значительное влияние на развитие русской литературы в целом. Знаменитые пейзажи Тургенева написаны под влиянием лермонтовской прозы, некоторые рассказы Толстого («Набег») напоминают реалистически зарисованные образы Лермонтова, из его творческого опыта исходил и Достоевский, влияние Лермонтова просматривается в поэтической деятельности Блока, обожал Лермонтова и Есенин.
Возвращаясь к Печорину, мы видим, что описание природы занимает большое место в раскрытии его личности. Только наедине с природой Печорин чувствует себя естественно, испытывает глубочайшую радость. «Я не помню утра более глубокого и свежего!» — восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах.