Идейно композиционная роль главы «Бэла» в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Русское общество узнало имя Михаила Юрьевича Лермонтова в дни прощания с Пушкиным, предательски убитым на дуэли. Гневное стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта», словно раскаты грома, прозвучало над Петербургом, и отзвуки его прокатились над всей страной. Император увидел в Лермонтове прямого преемника декабристов и преемника Пушкина. Он приказал немедленно выслать молодого поэта на Кавказ, определив его в действующую армию, с целью «успокоения» мятежного поэта, а возможно, желая гибели в одной из случайных стычек с горцами.
Лермонтов
Подобное явление в истории русской литературы единично. Зачем автору понадобилось «перетасовывать» повести, объясняется ли это нарушением традиций, а значит, упрямым бунтарством, новаторством, «своим словом» в литературе или скромным гением? Придает ли это произведению композиционную целостность, или, наоборот, разрушает ее? Композиция художественного произведения предполагает взаимосоотнесенность его частей, а следовательно, их расположение и организованность внутри текстовой формы. Подобная организация материала всегда смыслосодержательна, работает на дополнительные смыслы. Композиционная сложность романа «Герой нашего времени» неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность, противоречивость его образа обнаруживалась не только в результате исследования внутреннего мира, душевного состояния героя, но и в результате его соотнесения с другими персонажами (как раскрывается герой и что он старается скрыть от чужих глаз). Подобное композиционное решение позволяет читателю глубже и всесторонне раскрыть образ героя, проследить историю его внутренней жизни, «историю души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Композиционное решение как бы постепенно приближает читателя к герою. Кроме этого, оно служит посредником между авторским намерением и читательским восприятием.
Роман построен так, что Печорин и его жизнь последовательно предстают перед читателем с трех точек зрения. Первая повесть, «Бэла», которой открывается роман, имеет особое значение не только за счет своего композиционного положения, но и за счет идейной наполненности. Из новеллы мы узнаем о существовании некоего Печорина из уст штабс-капитана Максима Максимыча, который вспоминает о случае в крепости. Важным оказывается то, что это слово устное, слово-воспоминание, а следовательно, объективное, стертое временем, притупленное. В следующей повести, «Максим Максимыч», слово о Печорине живое, «вот только написанное», прочувствованное. Таким образом, мы видим последовательное приближение u1082 к образу главного героя через слово за счет композиционного решения. Эта новелла как бы совмещает в себе основные смысловые положения целого романа, которые по ходу повествования развиваются, доказываются, опровергаются образом Печорина. С другой стороны, ставит вопросы: зачем Печорину понадобилась Бэла; почему, едва добившись ее любви, он скучает и томится; что мучило его у постели умирающей Бэлы; почему прозвучал этот ужасающий смех (Максим Максимыч не знает, он только может об этом рассказывать). Вопросы, имеющие отношение к тайне, трагедии личности героя, вопросы, ответы на которые даст сам Печорин (парадокс).
Сюжетная основа повести позволяет увидеть значимость образа Бэлы в романе. Этот образ является, по определению Ю. М. Лотмана, контрастным по отношению к образу Печорина: Бэла, как и другие женщины, способна пожертвовать собой ради любви, Печорин же — нет. Увидев юную дочь черкесского князя, Печорин влюбляется в нее и подговаривает Азамата выкрасть сестру в обмен на коня удалого Казбича — Карагеза. Сначала девушка плачет и грустит по дому, но постепенно под влиянием подарков и ласки Печорина тоже влюбляется в него. Несмотря на то что Бэла любит его всей душой, молодой человек быстро устает от нее и начинает скучать. Он понимает, «что любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни». Это была последняя попытка Печорина реализоваться в любви. Он надеялся, что сможет найти счастье с Бэлой, но не смог. Далее происходит трагедия. Разгневанный Казбич подкарауливает девушку на прогулке и из-за поспешности главного героя убивает ее в отместку за коня. Печорин потрясен такой развязкой, и ему больно вспоминать об этом даже через многие годы при последней встрече с Максимом Максимычем. После этого случая Печорин отчаялся найти себя в любви.
Итак, все женские образы в романе «Герой нашего времени» кардинально отличаются от главного героя тем, что они жертвуют собой ради любви. Печорин же при всем своем желании любить, не может отдаться этому прекрасному чувству. Любовь к женщине, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на краткий миг может увлечь его, и в этом его трагедия. Повесть «Бэла» намечает исходную точку, которая определяет движение: от «окраины» к «центру». Можно посмотреть на объяснение вопроса об идейном значении повести иначе. Безусловно, основным смысловым центром романа является проблема «истории души человеческой», то есть некий конфликт. Естественно, он должен разрешаться или трагически оставаться неизменным во внутреннем мире человека, быть предметом его мысли, духовных устремлений, наконец, быть проклятием. Для чужих глаз он закрыт. Но автор делает его явным, внутренний конфликт проявляется во внешних действиях человека, в его поступках, реакциях, поведении (похищение Бэлы, смех, скука и томление). И становится очевидным, как трагедия человека, рожденная окружающим миром, запущенная этим миром в человека, возвращается в этот мир, ломает и разрушает его (смерть Бэлы).