В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» очень интересен и многогранен. В своем журнале Печорин часто говорит о своей противоречивой двойственности. Такие противоречия являются не только следствием полученного главным героем воспитания, а также особенностей характера переходной эпохи, в которую довелось жить Печорину, но и его личностных качеств характера.
Печорин сам чувствует противоречивость собственной натуры и страдает от этого. Он говорит: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом». Мы
Печорин недоволен собой и окружающим миром. Он всегда и во всем находит недостатки. Ему не дано счастье наслаждаться жизнью. И во многом повинна незаурядность его натуры. Если бы у главного героя романа была в жизни какая-то цель, он бы, вполне возможно, чувствовал себя более счастливым. Но поскольку
Любовь «дикарки» Бэлы кажется ему «немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Печорин ощущает себя намного выше всех окружающих. И поэтому ему кажутся одинаково неинтересными как представители высшего света, так и «дикари».
Сам главный герой говорит о себе: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Печорин признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Эта нравственная «болезнь» точит Печорина изнутри, забирает у него силы. Печорин эгоистичен. Но одновременно является незаурядной, яркой личностью. Автор, с одной стороны, осуждает его. Но одновременно возвышает его, ставит выше окружающей среды.
Печорин обладает живым умом, а также такими качествами, как активность, деятельность. Но применения этим качествам он не находит. В этом проявляется еще один парадокс его характера. Он охотно испытывает судьбу, подвергает себя риску. Но даже не пытается сделать что-то полезное для общества, если, конечно, за исключением того эпизода, когда он обезвредил пьяного убийцу. Печорин часто повторяет, что «не способен к великим жертвам для блага человечества». Он живет в своем узком мирке, и не пытается выйти за его границы.
Печорин ищет неземной любви. И встречает на своем пути женщин, готовых ему эту любовь подарить. Но сам же все губит, делая несчастным влюбленных в него. Он жесток и бессердечен, но сам от этого страдает не менее. Печорин сам является причиной своей трагедии. Безусловно, светское воспитание, «испортившее» Печорина, влияет на его поведение. Но разве он сам не менее виноват? Он не останавливается ни перед чем ради того, чтобы разнообразить собственную жизнь, приобрести новый опыт. Например, в «Тамани» он легко, не задумываясь о последствиях, вмешивается в жизнь контрабандистов, в результате чего они вынуждены бежать, бросив слепого мальчишку и собственный дом. В данном случае Печорин приносит им беду, не желая этого.
В «Бэле» Печорин также легко приносит беду самым разным людям, которые не сделали ему ничего плохого: князю, Азамату, Казбичу, самой Бэле. Нужно ли это самому Печорину? Парадокс: он не желает зла, но несет его. Главный герой романа легко вмешивается в судьбы людей, губит их.
В «Княжне Мэри» Печорин вмешивается в начинающийся роман Мэри и Груш-ницкого. Печорин страдает от скуки и пустоты в душе. В результате он приносит страдания невинной девушке. То же самое происходит с Верой. Он играет любовью, не сознавая, какие последствия это приносит другим.
Печорин обладает умом, но не знает, как этот себя реализовать. Он экспериментирует над собой и окружающими, не получая от этого никакого морального удовлетворения. Зло берет верх над Печориным. Не случайно он сам размышляет: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого.»
Печорин думает: «Я иногда себя презираю; Но оттого ли я презираю и других?» Он ощущает свою нравственную неполноценность, и пытается компенсировать себе свои душевные муки. Но не находит ничего лучшего, чем нести беду другим людям. Печорин страдает от одиночества, неприкаянности, тоски. Но так и не понимает возможности своего нравственного исцеления. В этом трагедия его противоречивой натуры.