Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова
Поэма «Мцыри» — один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы.
Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, «просит бури», подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року:
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если
Тюрьмой стал для Мцыри монастырь. Его желание «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега стали для него временно обретенной волей. Только вне монастыря он жил.
И лирический герой стихотворения «Парус» не находит успокоения в реальной жизни, не может пойти на примирение с действительностью:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Разве не так же Мцыри, «как брат, обняться с бурей был бы рад»? В этом стихотворении выражено неискоренимое
Образ Мцыри схож также с лирическим героем стихотворения «Листок», оторванным от «ветки родимой» и не находящим покоя нигде. Недаром умирающий говорит сам о себе: «Грозой оторванный листок». Близка Мцыри и тема одиночества, красной нитью пронизывающая все творчество Михаила Юрьевича. Одинок белеющий «в тумане моря голубом» парус, «один и без цели» носится по свету дубовый листок. И герой поэмы одинок:
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок. — причем одинок не только в среде монахов, но и во всем мире людском. И недаром понятны Мцыри думы разъединенных потоком одиноких скал, которым «не сойтиться никогда». Этот же мотив одиночества, мечта о соединении несоединимого звучат в стихотворении «На севере диком стоит одиноко.», выражаясь в образе сосны, грезящей о такой же одинокой и грустной «прекрасной пальме». Чуждый миру людей, презирающий свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебета, ему понятен «немолчный ропот», «вечный спор» потока «с упрямой грудою камней», дума скал, жаждущих встречи. В этой родной ему среде взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит «зубцы далеких гор» и бледную полосу «меж темным небом и землей». Природа настолько пробуждает «прилежный взор» Мцыри, что ему чудится, будто сквозь прозрачную синеву небесного свода он может следить «ангела полет» . Похожее состояние души мы видим у лирического героя стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива.». Он воспринимает пейзаж «сладостным», приветливым, его душа находится в гармонии с природой, великой силой, вносящей в душу покой и надежду, смиряющей тревогу:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Но самой большой любовью для Мцыри была та «одна — но пламенная страсть», что «изгрызла душу и сожгла», — любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком.
Сходен по содержанию с исповедью Мцыри в этом отношении предсмертный монолог героя стихотворения «Завещание». Основной тон его составляет скепсис, горечь и неудовлетворенность. Умирающий армеец одинок, его «судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен». Но он верен своему патриотическому долгу, его любовь к Родине сказывается в приверженности к «родному краю», ему единственному раненый посылает свой последний поклон.
Таким образом, поэма «Мцыри» идейно — тематически связана с лирикой Лермонтова. Мужество, цельность натуры, героизм главного героя поэмы являются укором бездеятельному и «позорно-малодушному» поколению Лермонтова, которое «вянет без борьбы» и о котором великий поэт сказал горькие слова:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.