Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича.»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в «Стихотворениях М. Лермонтова», 1840 и опубликованная 30 апреля и имеет уже большую и сложную историю изучения. Исследователи касались главным образом фольклорной основы «Песни.», ее сюжета и художественных особенностей. Было выяснено, что сюжет «Песни.» не восходит к какому-либо определенному фольклорному источнику, — что Лермонтов воспользовался общим богатством народной поэзии.
Он зависит от исторических обстоятельств, но бросает им вызову Поведение Калашникова определяется
«Песня про купца Калашникова» не имеет соответствий в лермонтовском поэмном творчестве. Самая уникальность «Песни.», однозначность избранной поэтом формы, ее единственность не освобождают от необходимости искать связи художественного мира «Песни.» с лермонтовским творчеством и с традициями русской поэмы.
Первое, с чем прежде всего сталкивается исследователь,- историческая основа «Песни.». Однако история в «Песне.» художественно вымышленная. Подход Лермонтова к историческому материалу отличен от пушкинского.
Второе, с чем должен считаться изучающий «Песню.»,- ее адрес. По глубокому замечанию В. Г. Белинского, смысл поэмы «свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». Почти в тех же словах сказано и о стихотворении «Бородино». Это позволяет опять-таки думать, что адрес лермонтовской поэмы — «нынешнее племя», хотя в тексте «Песни.», в отличие от «Бородина», нет прямых указаний. Следовательно, «Песня.» задумана как прямая антитеза героическому племени, а поведен