Анализ романа «Герой нашего времени»
1. Смотрите В. Г. Белинский статья «Герой нашего времени».
2. Д. Н. Овсянико-Куликовский. «Печорин честолюбив, жаждет успехов, славы, деятельности; при этом отнюдь нельзя сказать, что у него охота смертная, да участь горькая, — напротив, он умен, хитер, весьма способен к интриге, неразборчив на средства, смел, сдержан, умеет управлять собою и пользоваться другими для достижения своих целей, — чего больше? С такими ресурсами он мог бы весьма и весьма преуспеть в жизни.» «В нем, при всех задатках для успехов в жизни, бросается в глаза
«Он все относит к себе; ему кажется, что все создано для него; он не может увлечься чем бы то ни было так, чтобы хоть на миг забыть о себе. И, соответственно этому, у него чрезмерное самомнение. Он склонен преувеличивать свою душевную значительность. Зная о себе, что он — человек незаурядный, не пошлый, не мелкий, он уже мнит себя каким-то «избранником», он уже подозревает в себе «силы необъятные» и задумывается над вопросом о своем высоком предназначении.» «Оттуда, между прочим, столь известное тяготение этого рода натур к той среде, которую они презирают, но без которой обойтись
«.Он слишком сильно, слишком ярко чувствует свою мысль, свое чувство, свое настроение, чтобы уделять потребную долю внимания мыслям, чувствам, настроениям других людей. Оттуда — тот дух противоречия, о котором он говорит. Его душа как будто замурована и неспособна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон настроениям других. На чужой энтузиазм он отвечает душевным холодом.»
«.Печорин неспособен отдаться влечению сердца, точно так же, как неспособен он поддаться настроению другого человека.» «Такое состояние души не может считаться нормальным — и субъект становится мало пригодным для социальной жизни, он уже несомненный кандидат в «лишние люди».»
3. Общая характеристика героя. «Герой нашего времени» — роман, поднимающий сложную проблему «лишних людей», актуальную и по наши дни. Лишний человек — это человек, не находящий себе места в обществе, не видящий перспектив в жизни, разочарованный. Григорий Александрович Печорин в романе сам о себе говорит, что эта жизнь не доставляет ему радости, он не встречал такой любви, которая затронула бы серьезно его душу, он не нашел себе применения даже на войне, так как слишком быстро привык к опасности, к свисту пуль над головой. Чего же ищет этот человек? Отчего он так легко играет чувствами других людей?
Печорин — тонкий психолог, но этот человек не наделен сочувствием, сострадания он не проявляет. Он страдает сам и, как бы мстя окружающим за это, заставляет страдать других. Опустошенность души, о которой он говорит, — это скорее следствие не эгоизма, а напряженной внутренней работы. Он ищет таких отношений, таких чувств, которые бы выдержали испытание его цинизмом, даже жестокостью.
Печорин ищет чего-то вечного, неподвластного времени, не способного сломаться под бременем трудностей. Именно такой любви он жаждет, но не находит. Он максималист, но этот максимализм приносит страдания и ему. Он сам стремится к боли, провоцирует опасные для себя ситуации, как в дуэли с Грушницким, но не спешит никого простить, никого пожалеть, ни к кому не испытывает сочувствия настолько, чтобы проникнуться чувством сострадания к человеческим слабостям. В этом беда, а не вина Печорина.
Убивая Грушницкого, он уничтожает в себе остатки сострадания, способность к прощению и любви.
Герой нашего времени ищет в жизни одного — сопротивления, достойного сопротивления. Он как бы ждет, чтоб его остановили, ищет в мире ту силу, которая положит конец проявлениям его эгоизма. Он все еще верит, что сила добра существует и может дать отпор бушующим в его душе страстям.
Именно за эту веру, за искание доброты и любви, пусть оно проходит и сквозь цинизм и показное неверие, Печорина можно назвать Героем своего времени.