Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Роман “Герой нашего времени” (1840) создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею
Образов, долгие годы привычно называемых критиками “лишними людьми”. Печорин – это “Онегин своего времени”, –
Утверждал Белинский. Но были ли такими уж “лишними” Онегин и Печорин? Попробуем разобраться.
Лермонтовский герой – человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе “силы необъятные”, но на его совести
Много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет

“роль топора в руках судьбы”, “необходимого
Действующего лица всякого пятого акта”. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и
Истоки трагизма печоринской судьбы. “Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!”
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, “необъятным душевным силам”, но обречен исторической
Действительностью и особенностям своего психического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он
Признается: “Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает
решительности характера, напротив. я всегда
Смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерть не минуешь!”
Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы.
Печорин откровенно признается Максиму Максимычу:”.Любовь дикарки немногим больше любви знатной барыни; невежество и
Простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. Герой обречен на непонимание окружающих (исключением
Являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная “дикарка” Бэла, ни
Добросердечный Максим Максимыч. Вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах
Заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что “тоненький” прапорщик недавно находился на Кавказе. Не
Понимает, к сожалению, Максим Максимыч и глубину страданий Печорина после гибели Бэлы: “.его лицо ничего не выражало
Особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.” И только по вскользь оброненному замечанию, что
“Печорин был долго нездоров, исхудал”, мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максим Максимычем наглядно подтверждает мысль, что “зло порождает зло”. Безразличие
Печорина к старому “приятелю” приводит к тому”, что “добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым
Штабс-капитаном”. Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением
Духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые “не смеялись, когда он смеялся. Это
Признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”. В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы
Находим в “Журнале Печорина”.
Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести “Тамань”, “Княжна Мери”,
“Фаталист” показывают, что Печорин не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на
Голову выше пустых адъютантов и напыщенных франтов, которые “пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только
Мимоходом. играют и жалуются на скуку”. Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего
“сделаться героем романа”. В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план
“обольщения” Мери основан на знании “живых струн сердца человеческого”. Вызывая искусным рассказом о своем прошлом
Сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса,
Обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина
Благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Печорин, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство
К Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность потерять ту единственную женщину, которая поняла
Григория Александровича совершенно. “При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете –
Дороже жизни, чести, счастья!” – признается Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой “упал на траву и как
Ребенок заплакал”. Вот она – сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто
Его любит. Судьбы Бэлы, княжны Мери и Веры доказывают это.
История с Грушницким – иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие,
Ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает
Все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть. Бесполезно! Грушниций стреляет первым.
“Пуля оцарапала мне колено”, – комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя – большое художественное
Открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью.
Благородство сочетается с беспощадностью: “Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе
Его могла проснуться игла великодушия. Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала”.
И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть. Но победа не доставляет Печорину
Радости, свет меркнет в его глазах: “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели”.
Мне кажется, что трагизм судьбы Печорина связан не столько с социальными условиями жизни героя, но и с тем, что
Изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, “бремя познанья и сомненья” приводят человека
К утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Stylistics as a subject.
Сейчас вы читаете: Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”