Кольцевая композиция стихотворения «Бородино»

Нахождению общего тона должно способствовать понимание того, что перед нами стихи, благодаря которым рассказ о битве возводится в явление искусства. Особую роль играет семистрочная строфа, построенная на взаимодействии притяжения и отталкивания, законченности строк и развития фразы. В каждой строфе две первые строки соединены рифмой, но интонация остается незавершенной, так как фраза не закончилась. Третья строка почти везде заканчивает фразу, но опять возникает потребность в продолжении, потому что нет рифмы к последнему слову. Четвертая,

пятая и шестая строки соединены между собой рифмами, но предложение опять не закончено. И наконец седьмая строка заканчивает фразу и, рифмуясь с третьей, соединяет первую часть строфы со второй. Строится необычайно прочное здание, достаточное для развертывания повествовательной интонации и дающее простор для ее изменения.
Единство строф при разнообразии интонации обусловливает соединение строгости и свободы, разговорной речи и высокой оды, повествования о событиях и открытого выражения чувства. Первые две строфы служат вступлением в стихотворение. Здесь поставлен вопрос и уже дан ответ: в Бородинской битве
проявились богатырские силы народа, патриотизм солдат и был той силой, которая решила исход войны. Весь последующий текст развивает эту мысль.
Третья строфа начинается в медленном темпе («Мы долго молча отступали.»), который передает медленное течение событий, а недовольство суворовских солдат, их горечь, боль, стыд должна передать интонация. Уже здесь солдаты предстают не как покорные исполнители, а как инициативные борцы и патриоты. При переходе к четвертой строфе важны слова «И вот», подчеркивающие, что Бородинская битва произошла по воле народа, в ответ на недовольство солдат нерешительностью командиров. Слово «воля» во второй строке многозначно, интонация должна передать и задушевную мечту народа о свободе, и предвкушение упоения борьбой, и мысль о том, что воля народа ничуть не менее важное начало в истории, чем «господня воля» (так народ сознавал историческую необходимость), недаром эти слова соотносятся друг с другом. Народ, осуществляющий свою волю, и становится богатырем.
Вторая волна нарастания напряжения — строфы 6, 7. Рассказ о поведении солдат в ночь перед боем весь пронизан ощущением ожидания, которое надо передать в чтении. Третья волна — строфы 8, 9. Опять уплотнилось время, утро вмещает больше, чем два дня и ночь перед тем. Прежде чем перейти к самой битве, нужна остановка, мобилизация всех сил. И вот появляется образ полковника, его речь и клятва солдат — идейный и эмоциональный центр стихотворения. В образе полковника соединились черты былинного богатыря и романтического героя. Его любят солдаты, им восхищается автор. Полковник своей жизнью и смертью доказал любовь к родине. В его призыве соединились высокая мысль и горячее чувство. Прочитать его надо торжественно и вместе с тем задушевно, искренне, горячо. Не следует добиваться этого усилением голоса. Ведь полковник призывает умереть, и это слово трижды повторяется. Но с каждым новым повторением в нем растет иной смысл: не смерть, а победа. Слово «Москва» в его речи — символ Родины, ее святости, целый комплекс патриотических идей, и надо передать в чтении его многозначность.
Следующие три строфы — кульминация стихотворения, сам Бородинский бой. Каждая из них начинается с восклицания-оценки, затем дается картина боя. и выражаются чувства солдат. Каждое новое восклицание не только больше предыдущего, но и значительней, торжественней: «Ну ж был денек!» — «Вам не видать таких сражений!» — «Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.» Не увлекаясь особенно звукоподражанием, иногда можно намекнуть на звуки боя, например в словах: «Звучал булат, картечь визжала». Но главное — надо передать, как тяжел бой, какого мужества он потребовал от солдат, скольких жизней стоила победа. Рассмотрим 11-ю строфу. В ней сам стих диктует изменение темпа речи:
— Вам не видать таких сражений!.
— Носились знамена, как тени,
— В дыму огонь блестел,
— Звучал булат, картечь визжала,
— Рука бойцов колоть устала,
— И ядрам пролетать мешала
— Гора кровавых тел.
Строфа начинается восклицанием, затем речь ускоряется: во второй строке три ударения вместо четырех в первой, третья строка короче второй на целую стопу, резче звучит ее окончание на ударном слоге. Четвертая строка вмещает уже два предложения, очень короткие, отрывистые, без второстепенных членов. Но уже с пятой строки речь вновь замедляется: появляются второстепенные члены, а последняя фраза, еще более распространенная, заняла две строки.
Закончился бой — снова появилось ощущение времени, теперь можно осознать, что произошло. В чтении 13-й строфы должны быть выражены два чувства; гордость за русских солдат и скорбь о погибших. Несмотря на потери, живые остались стоять на своих позициях, готовы к новому бою, и это свидетельствует о моральной победе русских над считавшимися непобедимыми наполеоновскими войсками. Значит, гибель героев была не напрасной. Это ответ на вопрос первой строфы стихотворения. Поэтому появляется раздумье, завершающее стихотворение и повторяющее вторую строфу.
Так кольцевая композиция не только придает произведению законченность, завершенность, но и позволяет подчеркнуть главную мысль Лермонтова о народе-богатыре, наполнить эти слова конкретным содержанием. Поэтому интонация последней строфы иная, чем во второй: здесь слова звучат как итог, доказанный всем предыдущим рассказом.
Выразительное чтение учителя должно пробудить эмоциональный отклик нас, заставить их пережить высокий подъем, почувствовать величие героев-патриотов. После этого необходимо помочь нам, не разрушая чувства осознать его. Не стоит сразу выяснять, что осталось непонятным, давать комментарии. Это будет сделано позже, во время анализа. Сейчас же важно общее впечатление, которое после хорошего прочтения произведения обычно в целом бывает глубоким и верным.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Кольцевая композиция стихотворения «Бородино»