Творческие противоречия в творчестве Карамзина
Положительные тенденции сентиментальной прозы нашли выражение и в тех прозаических произведениях автора «Бедной Лизы», которые он помещал в «Вестнике Европы». Значительный историко-литературный интерес представляет неоконченный роман «Рыцарь нашего времени», над которым Н. М. Карамзин работал в 1799-1803 гг. Автор поставил своей задачей изобразить характер современного молодого человека, героя времени. Это была первая в русской литературе попытка разработать тему, которая в дальнейшем будет привлекать внимание многих писателей
Но еще более интересен этот роман как литературный замысел. Ход повествования все время прерывается замечаниями и суждениями автора по вопросам поэтики и стиля. Карамзин высмеивает
Творческие противоречия нашли выражение и в другом произведении Карамзина — «Чувствительный и холодный. (Два характера)» (1803). Писатель детально описывает два различных типа своих современников, прослеживая их жизненную судьбу. Как один из ранних опытов психологической характеристики очерк Карамзина был заметным явлением в истории литературы. Однако и эта попытка создать типические характеры ослабляется предпосылкой, из которой исходит психолог-сентименталист: человек от природы обладает определенным и неизменным характером, воспитание и обстоятельства жизни могут только помочь его дальнейшему развитию.
Поиски нового заметны и в исторической повести Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803). Здесь чувствуется стремление глубже, чем это было в ранней повести «Наталья, боярская дочь» (1792), погрузиться в историю. Отсюда новая форма повествования: автор называет себя издателем, публикующим, с необходимыми исправлениями слога, старинный манускрипт.
Однако еще в пору своего возникновения сентиментализм обнаружил не только сильные, но и слабые стороны. Это было связано с его общественно-политической ограниченностью. Карамзин, называвший себя республиканцем, в душе оставался сторонником просвещенной монархии, а в крестьянском вопросе ограничивался проповедью гуманного отношения к крепостным. Развитие общественной борьбы укрепило писателя на позициях консерватизма. Большую роль в этой эволюции Карамзина и всего сентиментализма сыграла Великая французская революция (1789-1794), напугавшая русских дворян-помещиков и освежившая в их памяти недавнюю «пугачевщину». В сентиментализме усиливаются антипросветительские тенденции. Ограничившись в свое время признанием морального равенства крестьянки Лизы и дворянина Эраста, Карамзин и теперь, в новый период общественного развития страны, признает социальное неравенство естественным, закономерным явлением. Он стремится внушить читателям мысль, что сословно-имущественные различия не являются препятствием на пути к счастью людей, ибо истинное счастье и действительное благополучие зависят якобы только от морального состояния человека. Этой «утешительной» философией проникнуты все произведения Карамзина.