История в произведениях Карамзина
1. Наслаждение стариной — черта просвещенного и чувствительного человека. «Исторические» декорации в повести «Бедная Лиза». Рассказчик в равной мере меланхолически наслаждается заброшенным монастырем (исторические воспоминания), пейзажем и рассказом о героях. Ср. сходные историко-меланхолические ноты в повестях «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена».
2. Идеализация старины (естественность) и критика современности. Ее издержки (книжная мечтательность Эраста, губящая Лизу). Ироническая идеализация «тех времен, когда
3. Сомнительность прогресса. Настоящее как повторение прошлого. Сизиф — символ человечества («Мелодор к Филалету»). Возражения Филалета. Примеры прошлого говорят о трагизме человеческого существования и предостерегают как от наивного оптимизма, так и от отчаяния, если история вновь идет «не тем путем «.
4. Необходимость исторического знания для гражданина (одушевление великими примерами), философа и практического политика (соизмерение утопических проектов и данности, укорененной в традиции).
6. «История государства Российского» — закономерный итог творческого пути Карамзина. «Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье». Необходимость нравственной оценки исторического лица (Иоанн Грозный). История как свидетельство о слабости и силе человека. Политика как продолжение истории.