Поэтизация мечтательности в лучшей повести Карамзина «Бедная Лиза»
История несчастной любви простой крестьянки к светскому молодому человеку, бросившему ее потом на произвол судьбы, не отличалась литературной новизной. Но Карамзин сумел разработать популярную среди сентименталистов схему с большим мастерством. Читателя привлекает образ нежной, наивно-доверчивой Лизы, волнует рассказ о ее чистой любви к Эрасту, умиротворяют многие краски природы, типично «московский» колорит повести. Смысл повести не в том, что «крестьянки любить умеют» (эта фраза брошена автором мимоходом), а в том, что естественные,
Карамзин не вскрывает истинных причин зла. Он лишь сетует на «законы» цивилизованного общества, которые заставили Эраста, от рождения человека неплохого, но испорченного воспитанием, отказаться от Лизы ради выгодной женитьбы на богатой дворянке. Но и такая довольно общая постановка вопроса о враждебности существующих отношений идеалам добра и справедливости свидетельствовала о серьезной озабоченности автора. Он скорбит о человечестве в целом, поднимает нелегкие проблемы моральной ответственности каждого за свои поступки.
Что регулирует
Карамзин жалеет и Эраста, так как он тоже, по убеждению писателя, жертва неразумных человеческих отношений. Эраст «был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Теперь, может быть, они уже примирились!». Иногда эту трогательную концовку приводят для доказательства желания сентиментального автора сгладить «вину» дворянина. В действительности она говорит о другом. Только на «том свете» Лиза и Эраст, «может быть», «уже примирились», в мире же несовершенных человеческих отношений.
Эта идеализированная, сентиментально-раскрашенная старина должна была показать читателю возможность соединения личного и общественного, без ущерба тому и другому, на патриотической, общенациональной основе. Автора занимают нравственные проблемы, в первую очередь вопрос о сущности народного патриотизма, основанного на преданности монархии. Подобным образом строились почти все исторические повести и романы до Вальтера Скотта и А. С. Пушкина. Поэтому, указывая на относительный характер историзма карамзинских повестей, нельзя забывать о том, что перед нами первые попытки осмысления реальных связей прошлого и настоящего.
Карамзин как даровитый писатель и большой знаток Истории в отдельных случаях сумел запечатлеть подлинные черты патриархального прошлого. В повести «правдоподобно описана теремная жизнь русской девушки» , показаны досуг, развлечения русских людей в XVII в., особенности домашнего воспитания боярских детей. Словом, на страницах повести Карамзина можно найти детали, которые дают некоторое представление о допетровской старине.
Следует подчеркнуть, что у Карамзина уже сложился вполне определенный взгляд на обработку исторического материала средствами искусства, на соотношение истины и вымысла в литературном произведении. Поэт, по убеждению Карамзина, не обязан следовать «за всей действительностью», он может дополнять историю «соображением», «догадкою». Но догадка, т. е. вымысел, не должна переходить в баснословие. Главное же состоит в том, чтобы, опираясь на исторический материал, воздействовать на «сердце» читателя, его нравственность, «приучать россиян к уважению» своей истории.