В чем смыл жизни в фамусовском мире
Прежде всего заметим, что это не простые патриархальные дворяне типа Ростовых Л. Н. Толстого или Лариных А. С. Пушкина: перед нами еще и люди служилого сословия, государственные чиновники, а их быт — тот самый «государственный быт», который решили перевернуть храбрые декабристы «прапорщики». Что является предметом вожделенных мечтаний Молчалина? — «И награжденья брать, и весело пожить». А Скалозуба? — «Мне только бы досталось в генералы». Чем привлекателен Скалозуб для Фамусова?
Известный человек, солидный,
И
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
В фамусовском мире люди повседневно заботятся о том, что враждебно душе, а потому это люди, потерявшие себя, живущие не собою, а химерами «чина», «богатства», «знатности», внешними формами жизни, бесконечно далекими от ее истинной сути. Дело, например, для них не существенно, а важнее видимость Дела. Фамусов так и говорит:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Они более озабочены не тем, что есть на самом деле, а тем, Как они выглядят в глазах других людей. Поэтому чинопочитание
Больших».
Для всех этих людей, не имеющих никаких нравственных ценностей, лишенных чувства собственного достоинства, единственным идеалом, которому они служат и в плену у которого находятся, является «молва», чужое мнение о себе. Лиза так и говорит: «Грех не беда, молва нехороша». В обществе, лишенном нравственных святынь, духовную близость замещает именно это животное, стадное чувство, в основе которого лежит злорадство, удовольствие от унижения ближнего. Грибоедов показывает, как из искры, брошенной Софьей,- легкого намека на сумасшествие Чацкого,- разгорается целый пожар, и в результате складывается общее мнение, «молва». Умная Софья знает, как это случается в Москве, и из желания отомстить Чацкому бросает зерно сплетни какому-то «господину тот — «господину Д.», этот — Загорецкому.
Загорецкий добавляет в сплетню «шумиху» лжи. И вот уже все светское общество слепо подчиняется им же рожденному кумиру. Не без горечи шутил по этому поводу Пушкин:
И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир, И вот на чем вертится мир!
Примечательно, что комедия Грибоедова и заканчивается сетованиями Фамусова:
«Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»
Разговаривая с собеседником, Репетилов слышит только себя, он даже порой не замечает появления и ухода собеседника. Он иногда произносит философские фразы, которые, вероятно, услышал в Английском клубе: «Да умный человек не может быть не плутом.» Но, говоря всю правду, он не идет против фамусовского общества. Когда он узнает, что Чацкий безумен, то поначалу не верит, но потом произносит: «Простите, я не знал, что это слишком гласно». Так, если вначале, благодаря услышанным в клубе фразам, Репетилов может показаться не таким, как все, то потом читатель яснее видит его истинное лицо.
Интересна также супружеская пара Горичей, их манера общения друг с другом, их разговоры. Наталья Дмитриевна постоянно называет мужа «ангелом», «жизнью», «бесценным», «душечкой», и тут же ремарка Грибоедова: «Целует мужа в лоб». А Платон Михайлович: «Наташа-матушка. Тебе в угодность, пускаюсь по команде в пляс». А после ее ухода говорит: «Да кто жениться нас неволит!» Вот пример «мужа-мальчика, мужа-слуги». Грибоедов высмеивает эту пару, показывая «высокий идеал московских всех мужей». Не менее интересен образ Антона Антоновича Загорецкого. Он тут же передает все сплетни, бегает, болтает со всеми без остановки. Грибоедов осмеивает тип таких людей, что было высоко оценено А. С. Пушкиным. Загорецкий — истинный представитель фамусовского общества. Он точно так же, как, например, Фамусов и Скалозуб, ненавидит просвещение, побаивается басен:
Басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.
Все прекрасно понимают, что это за человек: Лгунишка он, картежник, вор.
Но несмотря на это, он вхож во все приличные дома Москвы. Горич замечает по этому поводу:
У нас везде ругают, а всюду принимают.
Этих людей Грибоедов высмеивает и осуждает за глупые высказывания, лицемерное поведение, необразованность, бездушие. Всем им автор противопоставляет Чацкого. Этот человек образован и открыт. Все, что у него на душе, он высказывает человеку прямо в лицо, ничего не скрывая. Но именно поэтому Пушкин отказал ему в уме, сказав, что умный человек не будет «метать бисер перед Репетиловыми и тому подобными». Так что об уме Чацкого (а вернее, о его проявлениях в обстоятельствах пьесы) можно поспорить, но в образованности отказать ему нельзя. Ему неприятно видеть лицемерие и ложь, которые царят в фамусовском обществе, так как он человек «века нынешнего». Это «новый человек» с новыми принципами и взглядами на жизнь. Лиза говорит о нем:
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Необходимо отметить, что собирательный образ дворянского общества в комедии был бы недостаточно полным без внесценических персонажей, которых мы не видим, но о которых часто упоминают действующие лица комедии. Кто же они? Это и Максим Петрович, и некто «Нестор негодяев знатных», и Татьяна Юрьевна, о которой столь лестно отзывается Молчалин, и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой так боится Фамусов. Эти герои позволили расширить рамки произведения, показать все российское общество начала XIX века.
Комедия жива до наших дней, так как в обществе всегда есть Молчалины, Фамусовы, Загорецкие и Чацкие. Пушкин сказал о комедии: «О стихах я не говорю: половина из них войдет в пословицу». Это пророчество сбылось. В наши дни многие пользуются фразами из комедии, которые уже успели стать афоризмами. Самые распространенные из них:
Счастливые часов не наблюдают.
Ба! Знакомые все лица.
Дома новы, но предрассудки стары.