Просвещение, наука и педагогика в понимании персонажей комедии
В годы, когда Грибоедов задумывал и писал «Горе от ума», начинался роковой для России разрыв между властью и мыслящей частью общества. Отечественная война поставила в ряды армии на защиту отечества массу дворян, а поход 1813-1814 гг., перебросив русскую армию за границу, познакомил этих дворян с западноевропейской жизнью. Успехи французской гражданственности не могли быть не замечены. Русские люди втягивались в умственные интересы Запада и начинали с новой точки зрения смотреть на родную действительность. Некоторые европейски образованные
Персонажи комедии делятся на два лагеря: сторонников и противников образования
Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам
— говорит он, имея в виду Чацкого и таких, как он. По поводу воспитания дочери Фамусов говорит, что «не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Он не видит смысла в том, чтоб нанимать воспитателей и учителей, и возмущается, что многие дворяне берут «побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему — и танцам, и пенью, и нежностям! И вздохам!» Несмотря на это он все же вынужден был «принанять в мадам Розье вторую мать», потому что так было принято в обществе. Фамусов, выражая идеи общества, представителем которого он является, считает ненужной всякую образованность и говорит, что «в чтеньи прок-от невелик», а его «соратник», в «ученый комитет который поселился и с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», да и учителей для своих детей дворяне, которые должны были нести в себе культуру российского общества, нанимали «числом поболе, ценою подешевле». Сам Фамусов не очень образован, от русских книг ему «больно спится». Он очень негативно относится к просвещению, считая ученье — «чумой», а ученость — причиной сумасшествия и уверяет, что надо «забрать все книги бы, да сжечь». Как мрак боится света, так и фамусовское общество смертельно ненавидит просвещение. Фамусов не одинок. Хлестова говорит, что «и впрямь с ума сойдешь от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев.» Скалозуб демонстрирует желание ввести систему муштры в школах, мечтая о том, что «будут учить по-нашему: раз, два, а книги сохранят так, для больших оказий!» Загорецкий настроен менее радикально, он предлагает избавиться от басен, так как в них «насмешки вечные над львами, над орлами!» Ученье представляется им не только ненужным, но и опасным, угрожающим привычному образу жизни. Так, Тугоуховская говорит, что в педагогическом институте профессоры «упражняются в расколах и безверьи». Представители фамусовского общества очень невежественны, инетеллектуально ограниченны: княжны Тугоуховские разговаривают только о моде, а графиня бабушка путает слова «фармазон» и «франкмасон». На государственную службу смотрят как на путь достижения богатств, чинов. Свое служебное положение они используют в личных целях, а своих родственников стараются пристроить поближе к себе, потому что власть имущие под своим началом предпочитают иметь людей скорее удобных, нежели умных. Поэтому умных людей притесняли и зажимали.
Иного мнения Чацкий — человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. Он ценит людей, которые готовы «в науки вперить ум, алчущий познанья». Это единственный персонаж, в котором отражены многие важные черты личности автора. у героя Грибоедова много сил, он рвется к действию и готов доказать свою точку зрения. Фамусов говорит о нем, что он «славно пишет, переводит» и «говорит, как пишет». Чацкий, будучи человеком образованным, с иронией говорит о своем менторе, все «признаки учености» которого сводились к! колпаку, халату, персту указательному». Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким
И прекрасным, —
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!
Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как сам Чацкий, а также двоюродный брат Скалозуба и племянник княжны Тугоуховской — «химик и ботаник». Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?»
Итак, в комедии показаны две диаметрально противоположные позиции по вопросам, связанным с просвещением, наукой и педагогикой. Представители фамусовского общества являются малообразованными людьми, в то время как Чацкий и его сторонники из числа прогрессивных дворян демонстрируют высокую степень образованности и интерес к наукам. В своей комедии Грибоедов отразил реальную ситуацию, сложившуюся в российском обществе первой четверти 19 века.